Перейти к основному содержанию

Ирак и Корея: дипломатическая игра Путина

05 февраля, 00:00
ГЛАВНОЙ ЗАДАЧЕЙ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ ОСТАЕТСЯ БОРЬБА С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ, ЕГО НОВЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ, — СКАЗАЛ ВЧЕРА ВЛАДИМИР ПУТИН НА ВСТРЕЧЕ С ГЕНЕРАЛАМИ РОССИЙСКОЙ АРМИИ. ОН ПОДЧЕРКНУЛ, ЧТО ИМЕННО В ЭТОЙ СВЯЗИ РОССИЯ ПРЕДПРИНИМАЕТ УСИЛИЯ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ, ВКЛЮЧАЯ СОТРУДНИЧЕСТВО В АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ КОАЛИЦИИ. КРОМЕ ТОГО, ПО СЛОВАМ ПУТИНА, ИДЕТ ОТЛАДКА НОВОГО МЕХАНИЗМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОССИЯ — НАТО

Наверное, именно бывшему офицеру КГБ надо было стать главой Кремля, чтобы Россия начала умело вести игру в дипломатический покер. Действительно, президент Владимир Путин проявляет такое же мастерство в международной дипломатии, как и в управлении внутренними делами страны. Ни один лидер со времен министра иностранных дел Веймарской Германии Густава Штреземанна (искусно стравливавшего Советский Союз и Запад для достижения собственных целей), имея на руках столь слабые карты, не разыгрывал их так эффективно. В качестве примеров дипломатического искусства Путина можно привести его последние дипломатические шаги в отношении Северной Кореи, а также осторожные действия в иракском вопросе.

Дипломатия в ее традиционной форме никогда не была сильной стороной российских правителей. Царская Россия часто находилась в изоляции. Даже когда Россия вступала в альянсы с другими государствами, как, например, Тройственный Союз с бисмарковской Германией и империей Габсбургов или Антанта с Францией перед началом Первой мировой войны, ее всегда старались держать на расстоянии.

Свою собственную боязнь оказаться в изоляции или в окружении враждебных государств российские лидеры обычно преодолевали, нагоняя страх на остальной мир. В советскую эпоху дистанция между Россией и ее соседями превратилась в непреодолимую пропасть, а Советский Союз окружали либо враждебные государства, либо слабые и зависимые сателлиты. Сталин, например, добился значительных «успехов» в превращении в противника коммунистического Китая после революции Мао в 1949 году.

Борис Ельцин был первым российским лидером, в период пребывания у власти которого Россия начала делать первые шаги по сокращению этой пропасти. Однако Ельцин так и не смог смириться с потерей Россией статуса супердержавы. Его периодические выпады с целью залечить уязвленную гордость России подорвали доверие к нему со стороны других стран. Правда, при нем демократической России была отведена некоторая роль в мировой дипломатии. Например, бывший премьер-министр Виктор Черномырдин участвовал вместе с президентом Финляндии Мартти Ахтисаари в урегулировании кризиса в Косово в 1999 году. Однако едва ли это заставило кого-либо поверить в необходимость российского участия — в конце концов, войска НАТО вошли в Косово без согласия России.

Реалист до мозга костей — Путин признает изменившийся статус России. Однако признание этого факта с его стороны не означает признание слабости России. Оно скорее отражает трезвый анализ нынешнего тяжелого положения России, и необходимости для страны устанавливать, восстанавливать и поддерживать дружеские отношения со всеми своими соседями, если она хочет вернуть свое утраченное влияние.

С того момента, как Путин принял бразды правления в 2000 году, ему удалось подружиться практически со всеми: с не всегда адекватным главой Беларуси Александром Лукашенко, с президентом США Джорджем Бушем, с канцлером Германии Герхардом Шредером, с премьер-министром Японии Дзюньитиро Коидзуми и с руководителем Китая Цзян Цземинем. Даже эксцентричный лидер Северной Кореи — отшельник Ким Чен Ир, никогда не выезжающий за пределы своей страны, нанес два визита Путину за последние годы.

Отношения между Россией и Северной Кореей являются наглядным примером дипломатического метода Путина. Путин установил дружеские отношения с Кимом в то время, когда лидеры других стран игнорировали его. Летом 2002 года лидер Северной Кореи посетил Россию, чтобы ближе познакомиться с «ненавязчивым», т.е. вполне западным капитализмом, проезжая в бронированном поезде по Транссибирской магистрали.

Кажется, Ким сделал вывод, что хотя Россия и перестала быть советской, в ней сохранилось достаточно социалистического наследия, чтобы работать с его страной. В результате этого «образовательного эксперимента» Путин стал одним из немногих людей, к мнению которых прислушивается Ким Чен Ир.

Однако метод работы Путина заключается в поддержании теплых отношений со всеми. Например, когда он принимал Кима в Москве, российские дипломаты в Пхеньяне помогали защитить американского шпиона в Северной Корее. Если в прежние времена США с презрением отвергали все попытки России задействовать свои давние связи в Азии, этот случай, по-видимому, убедил Америку, что дипломатические отношения России с Северной Кореей могут быть действительно полезны.

Нет никаких сомнений в необходимости и неизбежности окончательных переговоров относительно ядерных планов Северной Кореи между президентом США и Ким Чен Иром. Что Путин может предложить в этом случае, так это дипломатическое прикрытие, в котором нуждается президент США для того, чтобы не отступать от своей позиции и не вести прямые переговоры с Северной Кореей. Это также позволит президенту Бушу избежать того, что может выглядеть как уступка перед угрозой ядерного шантажа.

Как практикующий дипломат Путин хорошо усвоил уроки истории и непоколебим в стремлении не видеть свою страну, окруженную враждебностью. Вместо того, чтобы ослаблять экономику, расходуя огромные средства на укрепление границ, он предпочитает видеть Россию транзитной страной, связывающей запад и восток, а также двигателем роста и развития в тех странах, которым необходимо оборудование для тяжелой промышленности, изготовляемое в России. Железнодорожная связь между Южной Кореей и Сибирью для перевозки корейских и японских товаров на запад, а российского экспортного сырья на восток может стать одним из позитивных результатов успешного урегулирования разногласий на Корейском полуострове, в котором Путин может выступить в качестве посредника.

Конечно, на Западе по-прежему сохраняются некоторые старые подозрения относительно истинных побуждений России, особенно в связи с иракским вопросом (крупнейшие российские нефтяные компании имеют интересы в Ираке). Однако выступления России в Совете Безопасности ООН по вопросу Ирака были гораздо скромнее, чем, скажем, Франции и Германии — двух исторических союзников Америки. Поведение Путина можно назвать более, чем сдержанным, несмотря на то, что Россия имеет важнейшие национальные интересы в Ираке, включая вполне обоснованные опасения о распространении нестабильности в регионе на юг России, где живут миллионы российских мусульман.

Слишком долго Россия использовала два вида дипломатии: «дипломатию» индийских разбойников и дипломатию византийского образца. В первом случае потенциальные партнеры замирали от страха, во втором — приходили в замешательство. Однако главное профессиональное качество агента спецслужб — это умение вербовать людей и поддерживать с ними хорошие отношения. Именно его и демонстрирует сегодня российский президент. Пока никто не жалуется.

Нина ХРУЩЕВА преподает международные отношения в Университете новой школы Колумбийского университета (США), внучка Никиты Хрущева

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать