Забытый мотив для Ады Роговцевой,
или «Варшавская мелодия-2»![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20030128/415-2-1_0.jpg)
В субботу в театре им. И. Франко cобралась масса народа: О том, что будет выступать примадонна украинской сцены Ада Роговцева, в последнее время редко балующая киевлян своими новыми работами, извещали вовсе не афиши, буклеты и рекламные постеры (их не было в помине) — эту новость передавали из уст в уста. Перед зарубежными гастролями создатели спектакля «Варшавская мелодия-2» разрешили побывать на генеральной репетиции, по сути ставшей настоящей премьерой, всем желающим.
Волновались не только актеры и режиссер Игорь Афанасьев, (экс-киевлянин, который девять лет живет и работает в США), как им удастся дважды войти в одну реку, но и зрители. Знаменитая пьеса Леонида Зорина была хитом театральных подмостков, ее ставили во многих коллективах. Одной из лучших работ была версия Эдуарда Митницкого, сделанная 35 лет назад в Русской драме. Именно в «Варшавской мелодии» сыграла одну из своих звездных ролей Ада Роговцева. В ту пору ее партнерами были Альфред Шестопалов и Герман Царев. Проникновенная история любви польки Гелены, студентки консерватории и русского парня Виктора, студента-технолога (винодела) волновала зрителей. Но двум влюбленным не суждено быть вместе из-за пресловутого указа, изданного советским правительством 16.02.1947 года, запрещающего нашим гражданам вступать в браки с иностранцами...
И вот новая встреча с Геленой через сорок лет. Она снова в Москве. На концерте случайно знакомится с отставным офицером советской армии Женей, который ей напомнил Виктора. В новой версии старая пьеса перемешивается современными реалиями. Будет ли счастлива героиня? Возможно. Финал режиссер оставил открытым, поставив многоточие, и каждый зритель может дофантазировать историю по-своему.
— Обращение к зоринской драматургии для меня не случайно, — сказал режиссер Игорь Афанасьев. — Давний спектакль Русской драмы, поставленный Э. Митницким, стал легендарным. У многих — и меня в том числе — он оставил яркий след в душе. «Варшавская мелодия-2» — совместный проект американского театра «Миллениум-Арт», в котором я имею честь ныне служить, Национального академического драматического театра им. И. Франко и театра «Сузирье». Леонид Генрихович Зорин уже возвращался к своей пьесе «Варшавская мелодия». Он написал продолжение под названием «Послевкусие». Но мы решили пойти другим путем. После переговоров с драматургом я решил сделать театральную фантазию на тему «Варшавской мелодии». Сегодня актеры впервые почувствуют дыхание зрительного зала. Роли исполняют: Ада Роговцева (Гелена), молодую Гелю играют две актрисы — Екатерина Степанкова и Алеся Власова (вы увидите именно ее), Виктор и Женя — Евгений Паперный, а Человека театра исполняет прекрасный актер Игорь Славинский, помогавший мне и как режиссер. Завершающий этап проведем в Нью-Йорке. 28 февраля покажем премьеру, а дальше — гастроли по США и Канаде. Киевляне увидят «Варшавскую мелодию-2» весной, после нашего возвращения из зарубежного турне.
После спектакля зрители устроили овации. Аду Николаевну буквально забросали цветами. Своими впечатлениями от увиденного поделился один из соавторов проекта, художественный руководитель театра «Сузирье» Алексей Кужельный:
— Замечательный проект, продолжающий серию мероприятий, задуманных Игорем Афанасьевым, презентующий украинское театральное искусство за рубежом. Он рассчитан на зрителей, которые любят и помнят наших артистов. Интерес к ним есть. Об этом можно судить по восторженным отзывам в прессе после гастролей театра им. И. Франко летом прошлого года в Америке. Если на «Тевье Тевеля» публика шла на восхитительного Богдана Ступку, то после спектакля она открыла для себя массу новых имен прекрасных актеров-франковцев. Думаю, после «Варшавской мелодии-2» американцы не только будут обрадованы встречей с киевской примой Адой Роговцевой, но их заинтересуют и ее партнеры по спектаклю — Евгений Паперный, Екатерина Степанкова, Алеся Власова, Игорь Славинский. Ко мне подошла знакомая, с которой мы вместе учились, и сказала: «Внутри все клокочет, столько слез, но они почему-то не выходят наружу». Я себя тоже поймал на мысли, что сдерживаю эмоции. Наверное, потому, что мы долго не видели на сцене Аду Николаевну Роговцеву. Так неожиданно, по- новому режиссер представил эту историю. Благодаря драматургической переработке Игоря Афанасьева она стала современной.
Как правило, сегодня предпочитают ставить что-то отстоявшееся. А в данном спектакле можно увидеть нынешние реалии нашей жизни. И пусть это была лишь репетиция — кстати, самая опасная точка в биографии спектакля. Я уверен, что зрители не удержат тех слез, которые удержали мы — друзья и коллеги, побывавшие на этом просмотре. Эмоциональность «Варшавской мелодии» — самое ценное в сегодняшнем прагматичном, индустриальном мире. Эмоциональная нота уже прорастает. В этом большая победа рассказанной истории. Рад, что «Варшавская мелодия-2» звучит также свежо, как и «Варшавская мелодия-1», написанная Л. Зориным сорок лет назад. Надеюсь, что 27 марта после ремонта откроется наше здание, коллеги вернутся из зарубежных гастролей и этот спектакль войдет в репертуар театра «Сузирье».
Интервью с режиссером Игорем Афанасьевым читайте в ближайших номерах «Дня».
Выпуск газеты №:
№15, (2003)Section
День Украины