Чужие формулы
На прошлой неделе состоялось открытие пресс-клуба «Русская правда» в Киеве. Журналистов познакомили с новым изданием — газетой «Русская правда», а также сообщили о предстоящем создании Русского общественного телевидения Украины, цель которых — отражение мнений сторонников сближения с Россией, стремления части жителей Украины к православно-славянскому единству. В заключение мероприятия каждому журналисту любезно вручили пачку русскоязычных газет и журналов.
Чтение пророссийской и русскоязычной прессы в больших количествах приводит, как правило, к недоумению: «Почему ее издатели думают, что украинцы и русские — одинаковы и, если бы не политики, готовы дружно идти по одной исторической дорожке?» Хотя их собственные публикации убедительно демонстрируют противоположное. Приведем несколько примеров, ограничившись, главным образом, изданиями, предоставленными пресс- клубом «Русская правда».
Г-н Анатолий Степанов в «Южнорусском вестнике, Преображение 2002» (Кстати, издается для «Внутреннего пользования»), в частности пишет: «Содержанием Русской идеи только и может быть триада графа Сергея Уварова «Православие, Самодержавие, Народность», которую можно также назвать «формулой русской культуры»… Иной конкурентноспособной формулировки Русской идеи просто не существует… «Православие. Самодержавие. Народность» явственно выступает как альтернатива, противопоставление лозунгу французской революции «Свобода, равенство, братство».
Дополним г-на Степанова отрывком из материала на одесском сайте «Единое Отечество»: «Со временем в состав Священной Русской Империи войдут полностью: территория Северной Америки и Евразия. В Россию войдет из Азии: Монголия, часть Китая до хребта Пржевальского и Великой Китайской стены, Корея, острова Кюсю и Хоккайдо Японии. На Ближнем Востоке Россия буквально ввалится в Индийский океан. В Европе к России присоединятся исконно Славяно-Русские земли — часть Турции, Болгария. Югославия, Албания, Австрия, Венгрия, Чехия, Словакия, Польша, Восточная Германия (Пруссия), Скандинавия, а также Греция и Италия ниже реки Арно (земли этруссков)... Противящиеся будут выселяться на пустующие пространства на милость Божию. Русь, воцарившаяся со Христом на тысячу лет, так и не поклонившись зверю, упасет народы жезлом железным». Впечатляет, не правда ли?
Можно ли сомневаться в том, что отнюдь не каждый украинец, даже на востоке или юге страны, приемлет идею восстановления и расширения Российской империи, очень модную сегодня в российских околоцерковных кругах, — между нами существуют различия. В том же «Южнорусском вестнике» г-н Вадим Булычев так рисует два контрастирующих исторических типа восточных славян — «велико- и малороссов»: К концу ХVII века «начинается наводнение Севера образованными малороссами. По всей России малороссийские архиереи открывают латинские школы, везут из Киева учителей, а то и учеников вместе с ними. Русакам эти новые учебные заведения представляются вдвойне чуждыми. Ведь это школы «латынских учений» и «черкасских» учителей. Вдобавок, учителя ведут себя, порой, вызывающе. Над всем, что не похоже на малороссийское, они смеются …
Малороссы, долгое время находившиеся под польским игом, переняли не только латинство, но и многие западные черты характера. Они были прагматичны, красноречивы, споры в делах житейских и политических, умели быстро оценивать обстановку. Такие люди нравились зарождающейся Петровской прослойке реформаторов. К сожалению, Москва так и не могла им ничего противопоставить из своих несметных, но залежавшихся и перепутанных богатств Третьего Рима.»
Так случилось, что за почти 350 лет российского подданства украинцы подрастеряли свои «западные черты характера». Это, однако, не означает, что «малороссийский архетип» мог бесследно исчезнуть. Постоянные контакты с Западом (в отличие от Московского княжества); приобщение, хотя и неполное, к эпохам Просвещения и Реформации; соседство Великой степи и Великой реки не могли пройти незамеченными для нашей генной структуры.
И еще об одном. Если некто назойливо приглашает другого человека в свою компанию, то логично и естественно ожидать от него (от «некто») проявлений доброжелательности, если не уважения. А что позволяет себе писать о своих «братьях-украинцах» наша русскоязычная пресса? Приведу несколько отрывков из публикаций в изданиях, которыми наградил своих украинских гостей пресс-клуб «Русская правда».
«Граница Украины и Приднепровской молдавской республики. Нашу машину останавливают. Неуместно, похабно старательный таможенник роется в моей сумке, в белье. Наслаждается своей новой «жовто-блакитной» властью. Похабно-старательный таможенник символизирует новорожденное без мук государство Украину: придирчиво злобное, с комплексом неполноценности ко всему русскому.» (Отрывок из книги нашего земляка Эдуарда Лимонова «Убийство часового»)
Г-н Шестаков в обзоре рецензий на фильмы «Брат-1» и «Брат-2» также выражается изысканно интеллигентно: «В Украине телевизионные вышиванки подняли вселенский вой и плач ярмарочных кобзарей»; «Авангард противостояния с братьями Багровыми возглавила тусовка эстетствующих умников с провинциальными комплексами»; «Бородатая телевизионная кукла по прозвищу Макар(ов) не отстает от Оксаны Забужко, омерзительной русофобки, в своей брезгливости к произведению Балабанова»; «Станислава Деминского просто трясет от собственных комплексов. Описывать эту облудную тряску нет никакого желания». А вот несколько выражений из фельетона г-на Павла Баулина «Хроника пикирующего сортира»: вся наша жизнь — это «клиника, шизофрения, скрещенная с болезнью Дауна. Самостийный сортир с памятником Кобзарю у входа».
Приведенные выше выдержки есть, увы, одним из проявлений современной культуры русских публицистов. Справедливости ради следует отметить, что, к величайшему сожалению, высказывания украинских полемистов часто носят подобный характер. А как хотелось бы, чтобы свои исторические счеты с соседями мы, украинцы, сводили в более достойном стиле. Ведь для того, чтобы доказать или даже уязвить — совсем не обязательно употреблять «слова».
В заключение приведем высказывание современного европейского лингвиста Эрвина Шаргаффа: «Важность языка часто недооценивается в наше время. Между тем, каждый знает, что именно он отличает людей от животных, хотя и не всегда в нашу пользу.»
Выпуск газеты №:
№230, (2002)Section
Украина Incognita