Брюссельский «сигнал»
Украине нет места в расширенном Европейском Союзе, а Россия слишком велика, чтобы войти в ЕС. Об этом заявил в интервью голландской газете «Фолькскрант» президент Европейской Комиссии Романо Проди. Ничего нового в этом заявлении якобы нет. Тем более, что высокопоставленный представитель из Брюсселя не впервые допускает такие пассажи. Однако сама частота подобного рода заявлений дает основания для определенной обеспокоенности. В частности, относительно провозглашенного Киевом европейского выбора.
Очень может быть, что бывший премьер Италии Романо Проди высказал в этом случае собственную точку зрения. Так же, как и тогда, когда заметил, что следует определить критерии расширения ЕС, потому что тот факт, что украинцы или армяне чувствуют себя европейцами, ничего не значит, поскольку так же европейцами чувствуют себя новозеландцы. Похожее заявление в сентябре этого года уже делал комиссар по расширению ЕС Гюнтер Ферхойген, однако украинская верхушка всерьез его слова не восприняла. Он — чиновник, который просто не уполномочен отчитываться за все страны, которые входят в Союз. Несколько иначе обстоит дело с Романо Проди. Президент Еврокомиссии назначается правительствами стран-членов, потом его кандидатура одобряется Европейским парламентом. Такое двойное «узаконивание» дает ему политическую власть, которая отражается во многих направлениях. Он определяет приоритеты деятельности Еврокомиссии, он участвует во встречах на высоком уровне, он уполномочен представлять всю Еврокомиссию. При этом нужно учитывать, что высказывать позицию этого влиятельного органа президент может только по принципу коллективной ответственности. Советовался ли он с другими представителями Еврокомиссии, прежде чем делать заявления об отсутствии места для Украины в расширенном ЕС? Вряд ли. В то же время главным является то, что президент Еврокомиссии — это не президент Евросоюза. А поэтому официальными высказывания о внешнеполитических перспективах ЕС Романо Проди можно было бы считать только тогда, когда его уполномочили бы это сделать все 15 правительств стран-членов. Поэтому очень похоже, что Романо Проди высказал только личное мнение. Хотя и очень неосторожное.
Следствием высказываний подобного рода могут стать очередные спекулятивные заявления уже внутри самой Украины. Много ли пользы получит Брюссель от появления в Киеве вопросов: «А стоит ли нам стремиться вступать в ЕС, если нас там не ждут?» Выгодны ли Евросоюзу заявления из Москвы: «Они вас все равно не примут. А мы уже сегодня приглашаем вступать в ЕвраАзЭС». Можно предположить, что Проди имел в виду недалекую перспективу. Украина, действительно, через год-два полноправным членом ЕС стать не сможет и на это не претендует. Пока что украинские дипломаты акцентировали внимание на необходимости сигнала из Брюсселя, что полная интеграция Украины с ЕС возможна. В свою очередь брюссельские дипломаты указывают на нынешнюю большую загруженность в связи со следующей волной расширения 2004 года. Однако это не значит, что они абсолютно не считаются с Украиной. На заседании Совета министров Европейского Союза, которое прошло на прошлой неделе на уровне министров иностранных дел, были приняты рекомендации, касающиеся активизации отношений ЕС с Украиной, Беларусью и Молдовой. Пожелания Киева при этом, по словам украинских дипломатов, были учтены. В частности, Украина высказывала обеспокоенность тем, что наше государство поставлено в один ряд с Беларусью и Молдовой. В Брюсселе якобы признали необходимость дифференцированного подхода. Госсекретарь по европейской интеграции МИД Александр Чалый, к тому же, на этой неделе заявил, что рекомендации ЕС не перечеркивают евроинтеграционную перспективу Украины.
Помнится, ранее на вопросы журналистов о возможности членства Украины в ЕС Романо Проди отвечал: «А почему нет?» Каким его словам верить сейчас?