«Пенсионное преобразование — это аккумулятор для «длинных» денег»
— На сегодняшний день в некоторых регионах Украины уже сейчас на одного налогоплательщика приходится один пенсионер: темпы старения нации у нас одни из самых высоких в Европе. Кроме того, рынок труда в большой степени остается теневым: люди зачастую не заняты «официальной» работой, перебиваются временными заработками и не платят отчисления в Пенсионный фонд. Масштабы перераспределений средств фонда в действующей системе хоть постепенно и сокращаются, все-таки по сей день остаются большими: некоторые привилегированные группы получают пенсию по «спецтарифу». И пенсии категорий-преферентов оплачиваются за счет средств ПФ. То есть, все граждане отчисляют по какому-то единому принципу фиксированный процент от зарплаты, работодатель также платит определенный процент от оплаты труда, но черпаются средства из этого «котла» не в равной степени. Фактически, уже сейчас можно говорить о том, что реформа началась: было проведено разграничение источников финансирования из госбюджета. Теперь оттуда выделяются средства на содержание госслужащих — бюджет «покрывает» ту часть пенсии, которая превышает стандартный ее размер, полагающийся по Закону. В ближайшем будущем следует разграничить источники финансирования также и с работодателями, что предусмотрено законопроектом о пенсионном реформировании. Это необходимо, поскольку существует так называемый «список номер один», которым определяются либо ранний уход на пенсию, либо ее повышение тем, кто был задействован, допустим, на вредном производстве. Фактически, не Пенсионный Фонд должен обслуживать затраты на эти преимущества, а именно работодатель. Решить данный вопрос можно — например, повысив для последнего ставку взносов. Но есть и более цивилизованный путь: постепенное переведение финансирования этих целей в систему негосударственных пенсионных фондов. Такая реформа позволит создать несколько каналов пенсионного обеспечения. И, наконец, даст возможность расчистить «вал» в финансировании, которое полностью велось за счет пенсионного фонда, иными словами, за счет того большинства, которое не имеет пенсионных привилегий. И шаги к реформированию уже предприняты соответствующим постановлением Кабмина, сейчас также происходит постепенная передача функции по назначению пенсий самому фонду. Последний момент позитивен, поскольку фонд как орган, который и собирает взносы, и начисляет пенсию, будет более целостно видеть «пенсионную картину» в стране, а значит, будет эффективнее распоряжаться деньгами. Реформирование солидарной системы предусматривает и персонифицированный учет взносов, что является важным стартовым механизмом для создания в будущем смешанной системы пенсионного обеспечения. Персонификация позволит максимально связать размер будущей пенсии с прошлым заработком и продолжительностью страхового стажа, на протяжении которого каждый конкретный человек делал взносы. Несправедливость старой системы как раз и заключается в том, что человек мог получать в разное время разный заработок, но, предоставив при назначении пенсии данные о доходах только за два последних года, получить из этих расчетов или непомерно маленькую, или, наоборот, большую пенсию. При новой системе в расчет будет браться весь трудовой стаж, тогда пенсия будет максимально отображать трудовой вклад каждого. Но, следует оговориться, что одна лишь персонификация взносов в солидарной системе не способна обеспечить большой эффект от проведения пенсионной реформы. Бесспорно, система персонифицированного учета позволит «вытащить» часть средств из «тени», ведь люди будут заинтересованы показывать свои реальные заработки, от которых и будет зависеть размер пенсии. Тем не менее, задача состоит в том, чтобы не только сохранить уровень пенсии на более-менее пристойном уровне, но и постоянно увеличивать ее всеми возможными способами. Для этого часть пенсионных средств должна «работать», то есть приносить прибыль. Именно с этой целью и предусматривается создание накопительных систем двух видов. Конечно, определенных сложностей при их формировании не избежать. К примеру, в Польше поначалу та же система персонифицированного учета не «срабатывала» — вовремя не успевали сопоставить оплаченные взносы со счетом, на который их необходимо было зачислить. Гражданам Польши было разрешено выбрать пенсионный фонд по своему усмотрению, но, поскольку в неразберихе перечисления могли быть отправлены в другую компанию, люди «искали» местонахождение своих денег порою годами. Тем не менее, это не стало большой катастрофой, систему со временем отрегулировали, и доверие к накопительной системе окончательно подорвано не было. Думаю, Украине удастся избежать подобных проблем. Поскольку система пенсионного учета разрабатывается у нас уже более двух лет, до введения обязательной накопительной системы она будет способна выполнять возложенные на нее функции.
Естественно, когда речь заходит о системе накопления, возникает резонный вопрос о сохранении средств, их инвестировании и защите, тем более, что украинские граждане немало напуганы опытом с финансовыми «пирамидами». Спешу заверить, законопроектом предусмотрено много механизмов защиты пенсионных отчислений. Кстати, в свое время я ознакомился с общеевропейской директивой для стран Евросоюза, где описаны критерии, которым должны соответствовать схемы работы корпоративных пенсионных фондов. Следует отметить, что по многим параметрам отечественный законопроект куда более строг, а некоторые предусмотренные в нем нюансы в европейских директивах отсутствуют. Один из основных принципов этого закона — создать такую систему, при которой ни один из участников процесса не мог бы единолично решить, куда направить средства и, соответственно, выполнить эту операцию. Тот, кто хранит средства, не должен ими управлять, управляющая компания не имеет права получать их на свой счет и иметь возможность свободно ими распоряжаться. Хранитель также должен быть наделен функцией останавливать финансовую операцию, если она не соответствует прописанным в законе условиям. Далее, средства физических лиц должны быть отделены от иных средств. То есть, к примеру, учредители (если речь идет о негосударственных фондах) не должны смешивать собственные и пенсионные активы на одном счету в избранном банке-хранителе. Последний ведет учет этих средств, и законом предполагается возможность это проверить. Система должна быть построена на самоконтроле. Даже в случае банкротства банка-хранителя законопроект запрещает включать активы пенсионного фонда в ликвидационный баланс этого банка — пенсионные средства в любом случае будут выданы в первую очередь.
По направлениям инвестирования законом сохраняется принцип диверсификациии — «не класть все яйца в одну корзину». Существует запрет на приобретение некоторых ценных бумаг, к примеру, векселей, есть четкие требования к покупке акций. Ограничены законом и объемы вложений в акции одного эмитента. Если говорить об инвестировании за рубеж, сейчас ведутся споры насчет того, каким должен быть ограничитель капиталовложений: 20 или 40%. В любом случае, и тут поставлены условия — долговые бумаги должны иметь определенный инвестиционный рейтинг; компании, в которые вкладываются пенсионные деньги, должны существовать не менее трех лет; описаны биржи, на которых можно приобретать ценные бумаги.
Многие ошибочно считают, что создание смешанной пенсионной системы создаст дополнительную нагрузку на фонд заработной платы. В первые несколько лет реформирования общая ставка взносов останется неизменной, а с введением накопительной системы часть получаемых средств просто будет перераспределяться в накопительный фонд. Окончательная ставка взноса будет определяться на момент введения смешанной системы в действие. Исходя из экономической ситуации на тот момент, нужно будет оценить, какие затраты будет нести солидарная система на выполнение своих «исконных» обязательств, определить, нужны ли будут дополнительные дотации из бюджета. Ставка отчислений в накопительную систему должна обеспечить эффективность инвестирования этих средств, чтобы затраты на административное управление, грубо говоря, не «проедались». Отчисления в накопительную систему не превысят пределов от 2 до 7% — то есть, начнутся с минимума и, по мере возможности, будут возрастать. Первые накопленные суммы за счет инвестирования и реинвестирования этих средств будут со временем повышать долю, выплачиваемую из накопительных фондов гражданам. Благодаря смешанной системе каждый гражданин будет защищен. Ведь если по демографическим причинам выплаты из солидарной «корзинки» будут понижаться, их уравновесят накопленные средства. И наоборот: если при неблагоприятной экономической ситуации выплаты из накопительной системы будут ограничены, «классические» пенсионные средства послужат страховкой от бедности. Существует расхожая мысль о том, что сначала надо поставить на ноги отечественную экономику и только потом вводить смешанную систему. Однако это невозможно — экономика начинает развиваться только тогда, когда у нее есть ресурсы для «оборота». Во всем мире эти ресурсы формируются исключительно в системе накопления: это и банковские депозиты, и сбережения, которые создаются в инвестиционных фондах, и страховые компании, и, конечно, пенсионные фонды. Последние являются мощными аккумуляторами «длинных» денег, за счет которых можно проводить перепроизводство и развивать экономику. «Короткие» деньги всегда вкладываются более рискованно, за их счет нельзя инвестировать долгосрочные проекты.
Ввод накопительной системы разумно было бы осуществить это в 2005—2006 годах. Это наиболее приемлемый период, поскольку тогда затраты на формирование смешанной системы будут минимальными. Ведь дальше они будут возрастать по той простой причине, что возрастает и демографическая нагрузка на население. Таким образом, поддержание двойных пенсионных обязательств обойдется государству в несколько раз дороже. Виктор КОГУН , начальник управления пенсионного реформирования и пенсионного обеспечения Пенсионного фонда Украины:
Выпуск газеты №:
№88, (2002)Section
Полемика