Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Тени незабытых предков

22 марта, 00:00

Недавно украинское телевидение показало нам грандиозное многолюдное и многочасовое шоу — роскошный интерьер, блеск, сияющий хрусталь, драгоценности, цветы, живописные закуски на столах и, конечно же, реки шампанского. Шикарное пространство заполняла толпа знаменитостей с просторов СНГ (в основном из России) — актеры, певцы, музыканты, поэты. Хозяин зрелища, любезный, как король, ведущий, представлял уважаемой публике гостей с надлежащей, хотя и несколько однообразной помпой (несмотря на то, что многие «заготовки» были сделаны заранее, иначе и быть не могло — слишком уж много было присутствующих для вариаций и индивидуальных тонкостей).

Уважаемый читатель уже, по-видимому, догадался, что речь идет о программе «Имею честь представить» и о господине Яне Табачнике — авторе, конферансье и менеджере представленного им шоу. Это обстоятельство придавало любезности г-на Табачника еще большего благородства и пышности. Он, безусловно, имел право гордиться тем, что пригласил, организовал и завез — оптом — в Киев такое количество знаменитостей. Тем более, что значительная часть самых заслуженных и известных гостей — слава российского искусства — имеет, как выяснилось, украинские корни. (Кстати, рано или поздно, а найдутся исследователи, которые составят полный реестр украинцев, которые сделали — и делают сегодня — заметный вклад в российскую культуру, науку, политику. Что ж, одни народы развивают собственную национальную культуру, даже когда живут за границей, другие — и дома работают на какой-то другой народ, гордясь своим «интернационализмом».)

Среди гостей г-на Табачника было немало действительно выдающихся мастеров, людей, которых еще не так давно знал и любил, без преувеличения, весь Союз. В частности, киноактеры, высокий талант которых не смогли подавить даже смирительные рубашки советской идеологии. Фильмы с их участием иногда и теперь украшают наши вечера; для старшего поколения — это чуть ли ни единственная отрада в современном телевидении, где на экранах почти невозможно отличить добро от зла, а современный художественный фильм — от коммерческой рекламы. Тем более, что действующие там и там лица — все на одно лицо.

Сейчас, впрочем, о другом. Несмотря на всю куртуазность и уважение г-на Табачника к гостям шоу, а также несмотря на наше уважение к г-ну Табачнику, идея «поезда знаменитостей», которых он привез в Киев, представляется несколько старокупеческой. Что-то в хвастливом стиле «широкого» Паратова из «Бесприданницы». Смущает именно слава и талант привезенных одним «хором» людей, каждый из которых является, безусловно, выдающимся солистом. Таких мастеров не упаковывают в вагоны, не представляют «кучей» — каждый из них может и должен быть центром постоянного внимания любого собрания. Любимые актеры не должны мрачно сидеть за столиками где-то в глубине экрана и ожидать своей очереди на несколько коротких минут всеобщего внимания. Минут, за которые зритель успеет увидеть только одно, внешнее — жестокие следы неумолимого времени на когда-то свежих милых лицах. Вопрос «Зачем актеры согласились ехать?» — очевидно, риторический. Как напомнил актер Жженов, присутствовавший на шоу, далеко не все известные актеры имеют постоянную и достойную работу, не все «востребованы» новейшим кинематографом и молодыми режиссерами с их представлением о «высоком искусстве». Недавние звезды безжалостно выталкиваются со сцен и экранов, возможно, и не такими талантливыми, но молодыми, с хорошими бицепсами актерами.

Время идет; артисты, даже наиболее талантливые, не стают моложе. Устроенное г-ном Табачником зрелище неприятно поразило еще и тем, что он — бессознательно, скорее всего, — представил нам грустную картину целого поколения состарившихся советских актеров в отставке — своих ровесников (конечно, были там и молодые исключения). Из-за этого, несмотря на весь блеск, шум и тарарам, шоу получилось чем-то вроде «бала привидений», массового представления теней прошлого.

Накануне выборов «интернациональное» шоу г-на Табачника имеет, безусловно, и политический подтекст — в такой трогательной форме зрителю напомнили о «нерасторжимых узах», о «навеки вместе». Ведь советское кино, советские актеры-кумиры — это одна из тех ностальгических цепей, которые держат многих людей в прошлом, дают возможность его идеализировать, забывая о его настоящем, а не мифически-кинематографическом, лице. Чем, конечно же, любят пользоваться определенные силы, у нас и в России, которые все еще разрабатывают проекты поворота реки времени назад.

За 10 лет, однако, поднялось новое поколение зрителей, людей с довольно размытыми представлениями о недалеком — нашем, не их — прошлом. Они свободны от ностальгии старшего поколения и не поклоняются советским кумирам, являющимися для них чем-то вроде звезд немого кино. Шоу «Честь имею представить» убедительно продемонстрировало одно — чем дальше, тем сложнее будет держаться за уже обрубленные концы, эксплуатировать ностальгию и вызывать заклинаниями хоть какие тени прошлого — вскоре их просто не узнают.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать