Перейти к основному содержанию

Культивируя гражданское общество

20 февраля, 00:00

Однажды мой коллега по Киево-Могилянской академии сказал мне: «Я веду курс «Введение в политологию». Скажите, пожалуйста, каково ваше определение гражданского общества?»

«Вообще-то, — ответил я, — об этом написаны целые тома, но вот, по-моему, хороший короткий ответ: набор групп, учреждений и интересов, независимых от государства и способных на него влиять».

На самом деле, конечно, значение гражданского общества гораздо шире. Оно также требует, как указал немецкий философ Юрген Хабермас, театра коммуникаций, независимых от государства, чтобы такие группы могли сформироваться и образовать подлинно разумную демократию (пока еще никто этого не достиг), где в политическом дискурсе будет преобладать рассудок. Нужен определенный набор правил, чтобы сохранить, так сказать, гражданскость. Для страны, которую всего десятилетие отделяет от коммунистического режима с его партийным государством, старавшимся подмять под себя или уничтожить все, что оставалось за его рамками, это куда сложней, чем для государств, которые работали над этим веками. Однако начало положено: ростки, хоть и в малом числе, уже проросли, и существуют разнообразные программы, направленные на их культивацию. Дело в том, что можно иметь лучшую в мире конституцию и законы, но без гражданского общества, заставляющего политический процесс следовать этим правилам, не создать представительского самоуправления западного типа. В конце концов, де Токвилль еще в 1830-х говорил, что если мы все равны, это означает лишь, что мы равно беспомощны перед Левиафаном-государством. Уже тогда он понимал, что поставить государство на рельсы могут только ассоциации беззащитных поодиночке индивидуумов, способных защищать их интересы друг перед другом и перед государством. Эта система тоже несовершенна — даже в Америке были свои «мелкие неприятности» вроде Гражданской войны, «дикого капитализма» конца 19 века, еще нескольких глупых войн, но, как старый грузовичок «Шевроле», поскрипывая и подпрыгивая на ухабах, она держала путь к тому, что сегодня весь мир признает успехом. Другие страны Первого мира, к которому стремятся принадлежать Украина и прочие постсоциалистические государства, по- своему идут путем, который проложили британцы и американцы, и тоже достигают процветания. Но главное — не форма и структуры официальной политики, а силы вне правительства, которые влияют на работу его структур. Именно поэтому Мадлен Олбрайт присоединилась к хору высказываний за построение гражданского общества в Украине, и поэтому же большинство западных программ помощи Украине нацелены на неправительственные организации. Без сильного гражданского общества эта страна и ее народ никогда не станут тем, чем надеются и заслуживают стать. Приближающиеся выборы очень важны, но без гражданского общества выборы сами по себе не способны создать государство Первого мира.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать