Симметрия «Золотого Бабая»-II

Поставив сверхзвуковую цель «развитие массовых жанров украинской литературы, известных как «беллетристика», «чтиво» или «pulp fiction», конкурс остросюжетного романа «Золотой Бабай» благополучно доковылял до своего повторного воплощения. Первое было в мае 1999 года, когда соревнованием рукописей определились девять лауреатов и обладатель гран-при — его получил Василий Шкляр за свой знаменитый роман «Ключ». В общем было напечатано семь книжек. Но это уже история попыток упоминаемого развития и, судя по результатам, достаточно удачная.
Прошло почти два года (периодичность конкурса), и «Бабай» опять собрался кого-то определить-наградить. Форма второго конкурса несколько изменена — соревнуются не рукописи, а напечатанные книги, которые были выбраны среди работ, поступивших в течении 1999— 2000 годов. В прошлом году выбрали семь самых лучших изданий. Список этот выглядит так: «Сучі діти» (А. Винокуров), «Виконавець» (А. Волков), «Адель» (Р.Гедеон), «Татова доня» (Д.Дидковская), «Я, зомбі» (Л.Кононович), «Кінець світу призначено на завтра» (Л. Кононович) и «Заповіт прадіда» (Т. Парнюк). Изменение в системе определения лучших связано с тем, что победителя теперь будут избирать по четырем критериям: результаты продаж, голоса читателей, оценка журналистов и, самый главный, — оценка профессионального жюри. Первых три уже позади, и их результаты известны. Таким образом, рейтинг продаж возглавляет исторически- эротическая мелодрама «Адель» , за ней расположились: психологический детектив «Татова доня» и боевик «Я, зомбі»; замыкает ряд «Кінець світу...». Оно и действительно — что же дальше?.. Рейтинг отзывов читателей имеет несколько другой вид: мистический триллер «Виконавець», триллер-притча «Сучі діти», «Адель». «Кінець світу...» неизменно плетется в хвосте, а авантюрный молодежный роман «Заповідь прадіда» является упрямым «центристом», который разграничивает гордых лидеров и хмурых аутсайдеров.
Заседание пресс-жюри главные «зеленопесівці» — братья Капрановы — превратили в своеобразное PR-шоу. Неравнодушным к судьбе бабаевской книжки журналистам дали в руки стопочки, чтобы они... нет не выпили, а вылили какую-то рекламную жидкость голубоватого цвета в большие графины, к которым были прицеплены книжки- претенденты. Таким образом, писательская братия высказала свои капризные симпатии. Честно говоря, я очень сомневаюсь в строгом соблюдении принципов объективности при помощи этой методики, но шоу вышло оригинальное. Дело в том, что эту самую жидкость можно было разлить либо во все семь сосудов (как это сделал В. Шкляр, который по просьбе организаторов первым замочил дно графинов), а можно было плеснуть в один или несколько. Рассчитать точность пропорций, как это можно сделать при помощи элементарных оценок, в данном случае очень непросто. А вдруг рука с рюмкой вздрогнет? Но как бы там ни было, коллеги-журналисты, вместе с вашим покорным слугой, определили свои симпатии. Тройка лидеров: «Сучі діти» А. Винокурова, «Виконавець» А. Волкова, «Я, зомбі» Л. Кононовича. Симптоматичным кажется то, что среди лидеров, определенных профессиональными читателями (журналистов можно отнести к этой категории), отсутствуют очаровательные претендентки на статую «Золотого Бабая». В целом же Капрановы заботятся о сексуальном равенстве — 50:50.
Остается последний тур — оценка профессионального жюри. В состав последнего входят такие известные в писательских и окололитературных кругах люди, как Валентина Кирилова, Сергей Набока, Вадим Скуративский, Константин Родик, Василий Шкляр. Возглавил жюри второй раз подряд Павел Загребельный. Именно оценка специалистов и будет определяющей и подытожит разнообразные взгляды читателей и СМИ. Финал второго «Золотого Бабая» состоится в самый симметричный день тысячелетия — 20.02.2002. Следующий такой день будет очень нескоро — тридцатого марта 3003 года, поэтому близнецы Капрановы не преминули воспользоваться такой удивительной двойственностью. «День» делает свой прогноз победителя и ставит на Алексея Волкова...
Единственное, что вынуждает почесывать за ушами, это — отсутствие в конкурсе яркого лидера. И как бы анекдотично это ни звучало, но причина не в том, что все так красиво пишут, а в том, что пока что никто не вырвался вперед настолько, чтобы это было заметно «невооруженным» глазом. Речь идет не о том, что авторы не имеют писательских перспектив — они есть, и у кое-кого даже очень неплохие. Однако такого открытия, каковым был «Ключ», встретить не удалось... Размер наград — хотя бы обладателю гран- при — организаторы пока что не объявляют. Возможно, причина в тактическом интриговании публики, а возможно, просто не нашлось достойных меценатов, которым небезразлична цель конкурса. Как бы там ни было, подождем до « самого симметричного» дня.
Выпуск газеты №:
№24, (2002)Section
Культура