Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Штопор на слабых крыльях

Где приземлится крупная авиадержава — Украина?
15 января, 00:00

При знакомстве с этим сообщением, естественно, возникает простой вопрос: а как же вошла в кризис, или, как говорят летчики, в штопор, эта компания, которой при разделе наследства союзного Аэрофлота достались далеко не худшие авиасудна и инфраструктура? Многие асы авиаперевозок, оставшиеся сегодня не у дел, утверждают, что виной всему непрофессионализм руководства компании, которой не управлял еще «разве что гинеколог». Но дело, по-видимому, не только в этом.

Напомним, что правительство Виктора Ющенко создало межведомственную группу по санации «Авиалиний Украины» в декабре 2000 года по поручению Президента. Однако реальных действий традиционно не последовало. И лишь в декабре прошлого года, уже при новом правительстве, коллегия Минтранса утвердила программу финансового оздоровления этой государственной компании. Она предусматривает получение кредитов и погашение задолженности по заработной плате под залог имущества авиакомпании, реструктуризацию кредиторской задолженности, а также сокращение дебиторской задолженности с привлечением к этому процессу госпредприятия «Клиринговый центр» Минтранса Украины. Кроме того, запланировано сокращение затрат на содержание представительств авиакомпании за рубежом, а также количества работающих. Правда, несколько удивляют сроки: санация, согласно этой программе, должна быть завершена до конца первого квартала 2002 года. И это при том, что, по неофициальным данным, приведенным агентством Интерфакс-Украина, на конец 2000 года объем внешней задолженности госавиакомпании — $7,8 млн., внутренней — $12,4 млн.

Но главным средством санации по-минтрансовски, по-видимому, мыслится слияние государственной авиакомпании с частными авиапредприятиями — «Международными авиалиниями Украины» и «Аэросвитом» — в единую структуру, а также переход к совместной эксплуатации авиамаршрутов, на которых госкомпания выступает назначенным авиаперевозчиком, но не выполняет полетов. После санации ее предполагается передать на приватизацию (по ориентировочным данным «Авиалиний Украины», имущество компании оценивается в $8,5 млн.).

Между тем после террористической атаки на США в сферу кризиса вступил и весь мировой авиарынок. Даже Boeing был намерен уволить 30 тысяч сотрудников. В этих условиях Минтранс Украины небезосновательно опасается вообще потерять рынок международных авиаперевозок, поскольку украинские авиакомпании, выполняющие международные авиарейсы, оказались в сложном положении в связи с решением ведущих международных страховых компаний о снижении лимита ответственности за авиационные риски до $50 млн. Как подчеркнул министр транспорта Валерий Пустовойтенко, правительству Украины необходимо оперативно отреагировать на сложившуюся ситуацию, чтобы не допустить утраты данного сегмента авиарынка. По его словам, если международные авиаперевозки в Украине будут выполнять иностранные компании, Украина понесет не только финансовые убытки, существенно пострадает и ее международный имидж. Правда, Кабинет Министров поддержал лишь государственное авиапредприятие «Украина», выделив ему 392,1 тыс. грн. на выплату дополнительной страховой премии страховой компании «Народная страховая компания». В этих условиях слияние «Авиалиний Украины», «Аэросвита» и «Международных авиалиний Украины» в одну компанию видится министру транспорта едва ли не единственным средством укрепления украинских крыльев.

Новая крупная компания, по его замыслу, будет заниматься перевозкой грузов и пассажиров не только по территории Украины и стран СНГ, но и в США, Канаду и т. д. Еще в октябре прошлого года министр утверждал, что достигнута договоренность с инвестором, подобран глава новой компании, которого, сказал В.Пустовойтенко, «я считаю одним из самых современных и профессиональных руководителей...» Даже и приказ, по словам министра, вскоре должен был быть подписан. «Надеюсь, мы в этом году решим все организационные и кадровые вопросы и с начала будущего года начнем стабильно работать, — утверждал министр, хотя и сетовал, что Минфин и Минэкономики еще не поняли, что нужно поддерживать своего производителя. Идею создания в Украине единой национальной авиакомпании поддержал и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), которому принадлежит 10% акций в компании «Международные авиалинии Украины». По словам генерального директора авиакомпании «Аэросвит» Григория Гуртового, на сегодняшний день обсуждается вариант создания не авиахолдинга, а единой корпоративной структуры.

Не означает ли это, впрочем, что вскоре вместо санации «Авиалиний Украины» мы станем свидетелями еще одной схемы теневой приватизации, которые за последний год уже сократили «достояние республики» на сотни миллионов долларов?

Отвечая на этот вопрос, председатель специальной комиссии Верховной Рады по контролю за приватизацией Александр Рябченко сказал «Дню»: «Если следовать законам, то замысел Минтранса можно осуществить лишь создав компанию, которая будет управлять госдолями, то есть именно холдинг. Я не думаю, что министерство пойдет на слияние этих авиакомпаний, поскольку это будет операция, подпадающая под компетенцию Генпрокуратуры. Я думаю, что будет продолжаться прежняя тактика, согласно которой рейсы «Авиалиний Украины» постепенно переходили к ее частным конкурентам. На этом деле государство не получит ни копейки. А частные авиакомпании постепенно приберут к рукам авиапарк и получат в свое распоряжение рентабельные зарубежные рейсы. После этого приватизация «Авиалиний Украины» потеряет всякий смысл в принципе, поскольку другая компания постепенно получит выгодные направления и купит необходимое для их обслуживания имущество». По мнению А.Рябченко, если произойдет слияние частных и государственной авиакомпаний, то миссия О.Дубины, заранее обречена. По его словам, она (эта миссия) важна и возможна только до тех пор, пока этого слияния не произошло. По мнению А.Рябченко, при слиянии «партнеры» приватизируют «бизнесовую сферу деятельности, то есть рынок перевозок, полетов, выгодных коммерческих направлений». А имущество при этом уже как бы само собой перейдет к тому, кто владеет рынком, считает А.Рябченко. Поэтому, как утверждает народный депутат, если комиссия О.Дубины по предотвращению банкротства начнет работать, то о слиянии компаний уже не будет идти речь. Украине, как крупной авиационной державе, нельзя терять ведущую авиакомпанию. А для ее реанимации, по мнению А.Рябченко, путь один: найти инвестора и продать гласно и прозрачно как единый комплекс, перед чем провести реструктуризацию долгов и сделать инвестиционно привлекательной. При этом блокирующий пакет должен остаться в руках государства, чтобы убедиться, что инвестор выполняет обязательства.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать