Аргентинские уроки:
чрезвычайное положение как следствие рецептов МВФВ Аргентине объявлено чрезвычайное положение после того, как по стране прокатилась волна массовых беспорядков. Министр экономики Доминго Кавальйо, на которого возлагалась задача выведения страны из кризиса, подал в отставку. Полиция вынуждена была использовать резиновые пули и слезоточивый газ, чтобы успокоить возбужденную толпу. Протестанты били в магазинах окна, забирали с прилавков продукты. Манифестанты признавались, что к мародерству их вынудил голод. Безработица в стране достигла 20%, зарплаты платятся с задержкой, правительство под давлением Международного Валютного Фонда все время сокращает заработную плату... «Мы вынуждены это сделать, чтобы, во-первых, достичь каких-то изменений в стране, а во-вторых, обеспечить себе еду к Рождеству», — говорил один из участников беспорядков в Буэнос-Айресе.
В последний раз в Аргентине подобная ситуация была в 1989 году, когда после массовых протестов был вынужден уйти в отставку президент страны Рауль Альфонсин. Должность он покинул всего за несколько месяцев до завершения своего президентского срока. Выступают аргентинские манифестанты и за отставку нынешнего главы государства Фернандо де ла Руа. Накануне в Аргентине состоялось правительственное заседание, на котором и было решено ввести в стране 30-дневное чрезвычайное положение, значительно расширяющее полномочия президента (на это время также приостанавливаются различного рода конституционные гарантии, включая свободу передвижения, свободу слова и даже права частной собственности). Сам де ла Руа пока что избегает публичных встреч. В своем телевыступлении он пообещал «обеспечить порядок во всей стране». А также отметил: «Я разделяю страдания граждан, однако народу следует знать, что насильственными методами проблемы не решить».
Аналитики сходятся на том, что нарушения покоя в стране стали следствием жестких мер, принятых правительством в связи с ухудшением экономической ситуации в Аргентине. $132 млрд. аргентинского государственного долга составляет одну седьмую долга всех развивающихся стран, вместе взятых. Аргентина довольно послушно следовала рекомендациям МВФ: приватизировала предприятия, сокращала количество госслужащих, уменьшала бюджетные расходы на социальные нужды, выравнивала налоги по нижнему уровню. Как следствие — никаких видимых позитивных результатов, наоборот — страна уже продолжительное время фактически является банкротом. Некоторые экономисты утверждают, что неблагодарную роль для финансовой системы Аргентины сыграла привязка национальной валюты песо к американскому доллару.
Профессор Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Алексей ПЛОТНИКОВ считает, что возникновение нынешней ситуации в Аргентине прогнозировалась давно. По его мнению, Аргентина является традиционным образцом финансового кризиса, «своеобразным полигоном для использования со стороны Международного Валютного Фонда». «Такая ситуация свойственна Латинской Америке в целом. Однозначно последний кризис не стал следствием определенных политических противостояний. Очевидно, не пошла какая-то экономическая программа», — убежден Плотников. По его мнению, несмотря на непохожесть Украины и Аргентины, первая могла бы для себя извлечь определенные уроки из опыта латиноамериканского государства. Рассматривать эти уроки «можно в направлении отношений с международными финансовыми институциями». Плотников отметил, что «подходы МВФ к экономикам различных стран носят универсальный, одинаковый для всех характер, в то время как необходим специфический подход, который бы отвечал условиям экономики каждой отдельно взятой страны».