«Киевское барокко» Елены Придуваловой
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20010613/4103-6-2_0.jpg)
Киевская галерея ARTEast, находящаяся на улице Рейтарской, 13, существует уже четвертый год. Раньше, в начале столетия, в этом помещении проходили занятия балетного класса. Но муза изысканной пластики не покинула эти стены и до сих пор. Сейчас в галерее экспонируется выставка «Киевское барокко», в которую вошли работы известной столичной художницы Елены Придуваловой. Они выполнены в различных техниках — это гуашь на бумаге, куклы, изготовленные из натуральных тканей и лент, деревянные ларцы ручной работы, вдохновенно расписанные автором. Вообще работы Придуваловой неоднократно экспонировались в различных киевских галереях, а также в США, Канаде, Чехии и Греции. А география коллекций музейных собраний, содержащих работы художницы, просто поражает.
На этот раз художница приглашает в чарующий мир кукол в подольских традиционных костюмах. Подобные куклы в свое время делал Малевич. А сейчас они выглядят как немые, но выразительные персонажи, наполняющие зал галереи, на стенах которого на удивление гармонично расположена гуашь с изображениями увиденных под различным ракурсом уголков Киева. Сама художница говорит об этих работах так: «Главной темой является Киев: портреты улиц, домов, арок, уголков, кариатид и игра света и тени на них».
Выпускница Киевского государственного художественного института Елена Придувалова удостоилась призов на выставках «Выдающиеся творцы Украины» сначала почетного знака отличия, а потом, в 1998 году, и первой награды. В нынешней экспозиции, которая будет демонстрироваться до 21 июня, поражает взгляд на неживые, рукотворные объекты как на живые существа, обладающие своей душой. Кариатиды Елены Придуваловой, которые мы видим сразу на нескольких работах художницы, меньше всего похожи на застывшие неподвижные слепки, которые призваны только поддерживать фронтон. Они непостижимым образом реагируют на все, что их окружает. Кто Кариатиды? На бульваре — Кариатиды. Ночная улица — Кариатиды. Колокольня греческой церкви — Кариатиды. Казалось бы, застывшая форма движется каким-то чудесным образом навстречу окружению — так высказан искренний восторг родным городом, нетривиальное видение знакомых силуэтов киевских домиков.
Специалисты склонны считать искусство Придуваловой, с одной стороны, современным, с другой — примитивным. Во всяком случае та непосредственность, с которой смотрят на нас работы, обеспечивает им быстрый и безошибочный путь к сердцам зрителей. Узнавая знакомые кварталы Киева, мы окунаемся в город в каком-то другом измерении, измерении, которое дарит нам фантазия и воображение художницы. Одним из ярких примеров такого видения является работа «Красные деревья». Найденный колорит создает эффект взгляда на киевскую улицу через какое-то волшебное цветное стекло.
Посетители выставки могут также увидеть офорты Елены Придуваловой. Экспозиция действительно позволяет увидеть в художнице всесторонне одаренную натуру. Ведь на выставке можно найти сразу так много тем и техник изобразительного искусства — от прикосновения к украинскому историческому фольклору до вдумчивых, не лишенных концептуальной выдумки живописных работ. Несмотря на не очень большую площадь експозиционного зала, вы получаете впечатления, которые позволяют мысленно расширить рамки пространственного бытия экспонатов. Вам улыбается многокрасочное Подолье, подвешенные к потолку куклы внимательно следят за всем, что происходит вокруг. Картины на стенах согревают вас радостным освежающим буянием красок. Особенно увлекательно отгадывать в этих работах скрытые и переосмысленные черты барокко, ведь именно к этому побуждает название выставки.
Выпуск газеты №:
№103, (2001)Section
Тайм-аут