Перейти к основному содержанию

Свет Густыни

11 мая, 00:00
«Кожному чоловікові читанє гісторії єсть барзо потребно»
Густыньская летопись
«Если вы, благосклонный читатель, любитель отечественной старины, то, проезжая город Прилуки, Полтавской губернии, советую вам остановиться на сутки в этом городе, а если это случится не осенью и не зимою, то можно остаться и на двое суток. И, во-первых, познакомиться с отцом протоиереем Илиею Бодянским, а во-вторых, посетите с ним же, отцом Илиею, полуразрушенный монастырь Густыню, по ту сторону реки Удай, верстах в трех от г. Прилуки. Могу вас уверить, что раскаиваться не будете. Это настоящее Сен-Клерское аббатство…»
Так начинается повесть Тараса Шевченко «Музыкант», которую он писал в ссылке, вспоминая свои странствия по Украине в 1843 — 1845 годах. В Густыне Шевченко побывал летом 1845-го: занятый идеей создания альбома «Живописная Украина», он подался в этот уголок тогдашней Полтавской губернии в качестве художника и члена археографической комиссии, помня о том, что несколько месяцев назад в монастырском склепе был похоронен князь Николай Григорьевич Репнин, в яготинском имении которого поэт не раз отдыхал душой. О совете Тараса Шевченко помнит далеко не каждый, тем не менее Густынь, встретив свое 400-летие, переживает сейчас светлую пору ренессанса и паломничества...

МОНАХ

Славный Густыньский монастырь расположился в живописной местности, окруженной, как полуостров, водами реки Удай, средь тишины близлежащих лесов вот уже четыре столетия. Иеросхимонах Иоасаф, основавший его еще в 1600 году вместе с двумя иноками, знал, что выбирал: путешественник, прибывший в эти святые места, будет чувствовать себя здесь так, будто он присутствует при сотворении мира. Первозданность, красота, уединение... Он немало повидал, этот иеросхимонах Иоасаф. Побывал на Афонской горе, потом поселился в Киево-Печерской лавре, восстанавливал Межигорский монастырь... Для распространения благочестия и славы Божией, для монашеской жизни и спасения решено было установить на Густыньском полуострове крест, который возвестил бы всему окружающему люду: здесь будет монастырь. Прошло несколько лет — и на береговом изгибе выросла деревянная церковь, появилось братство. Старца Иоасафа, принявшего схиму, избрали настоятелем. Он еще успеет побывать на Волыни у князя Михаила Вишневецкого, который выдаст монастырю грамоту на владение Густынью, а также землями вокруг нее, лесами, прудами и другими угодьями...

ИМЕНА

В 1639 году в обители побывал Киевский митрополит Петр Могила. Увидел он уничтоженную жестокими пожарами обитель, которая, тем не менее, должна была возродиться из пепла. С именем и волей митрополита Могилы и связано первое возрождение монастыря. Еще раз огонь опустошит его в 1671 году. Но и в этот раз Густыньская обитель воскреснет. Гетман Иван Самойлович на собственные средства выстроит каменную пятикупольную Троицкую церковь, которую освятит архиепископ Черниговский Лазарь. Баранович, чье имя принадлежит эпохе украинского барокко с его «поэзией снов и мечтаний».

Среди тех, кого архиепископ Петр Могила встретил в Густыни, был и иеродиякон Димитрий. Пройдет время — и церковь причислит его (теперь уже митрополита Димитрия Ростовского!) к лику святых и будет называть своим светильником. А сан иеромонаха Димитрий получил от Лазаря Барановича все в том же 1675 году в Густыни, когда освящалась Троицкая церковь... При входе в нее в свое время можно было увидеть большие фрески с изображениями Михаила Вишневецкого и Ивана Самойловича. На хорах — портрет кого-то из рода Горленко, среди нескольких поколений которых были и прилукские полковники, и наказной гетман, и епископ белгородский Иоасаф, и культуролог и критик Василий Горленко... Спустившись в подземелья под Троицкой церковью, можно увидеть склепы: здесь — семейные усыпальницы Горленко и Маркевичей (наиболее известный из них — Николай Маркевич, украинский историк, автор «Истории Малороссии» в пяти томах). До конца ХVIII в. Густыньский монастырь имел славу «второй Лавры». Славу же, как известно, создают люди, подвижники духа.

ЛЕТОПИСЬ

Один из таких подвижников в 1623 — 1627 годах составил «Густыньскую летопись». Есть версия, что выполнил эту большую работу Захария Копыстенский, церковный и культурный деятель. Возможно, ему принадлежит авторство первой редакции летописи. Вторую же осуществил иеромонах Лосицкий, переписав и дополнив то, что было создано предшественником. В сущности, в Густыньском монастыре писалась хроника исторических событий на украинских землях от древнейших времен вплоть до 1597 г. Авторы «кройніки» оставили для потомков рассказ о внутреннем положении Украины, происхождении казаков, набегах татар и турок, о политике Московии, Литвы, Польши и Турции относительно Украины... Завершается летопись оценкой событий, связанных с унией 1596 года...

Летопись проникнута патриотическим духом. В ней не раз высказывается вечная мысль о том, что знание истории своего народа воспламеняет в человеке чувство любви к родной земле. «Кожному чоловікові читанє гісторії барзо потребно», — поучал летописец, излагая свою хронику на украинском языке, близком к тогдашнему народному языку... В современных энциклопедиях и справочниках можно найти ссылки на издание «Густыньской летописи», которое датируется еще... 1845 годом! Второй том «Полного собрания русских летописей», Санкт-Петербург... А где же современные его издания в корпусе уже украинских летописей? Где- то в начале 1990-х неутомимый Валерий Шевчук подготовил (переведя на современный язык и прокомментировав) нарядное издание «Летописи Самоила Величко», но и «Густыньскую летопись» нам, украинцам, иметь «барзо потребно»...

КНЯЗЬ РЕПНИН

С 1793 г. в истории Густыньского монастыря начинается полувековая черная полоса. При Екатерине II он был закрыт, а время нанесло обители тяжелые раны. Новое возрождение стало возможно только в 40-е годы ХIХ в. Архиепископ Полтавский Гедеон обратился к пастве с призывом вернуть монастырь к жизни. Нужные средства были собраны, Святейший Синод издал указ о восстановлении и открытии Густыньского монастыря, и 15 мая 1844 г., в день Святой Троицы, произошло торжественное событие. Среди тех, кто приехал в тот день в Густынь, был, наверное, и князь Николай Григорьевич Репнин, бывший генерал-губернатор Малороссии, живший в своем имении в Яготине. Густынь восстанавливалась при его финансовом содействии — князь знал, что человек оставляет по себе память добрыми делами. А кроме того, завещал, чтобы похоронили его в склепе под Успенской церковью, построенной на территории монастыря гетманом Иваном Мазепой. Со временем здесь устроят родовую усыпальницу Репниных. Когда в январе 1845 г. Николая Григорьевича не стало, его вдова Варвара Алексеевна (кстати, внучка гетмана Кирилла Разумовского) позаботилась, чтобы храм украсил новый иконостас... Здесь же найдут вечный покой и многочисленные потомки Репниных... Впрочем, покой и Репниных, и Горленко, и Маркевичей будет грубо нарушен после октябрьского переворота 1917 г. Монастырь просуществовал до 1924-го, — а потом началось то, что Ф.Достоевский называл «бесовщиной». Из обители сделали колонию для беспризорных. Разрушительная стихия прокатилась по Густыни: храмы ограблены, иконы уничтожены... Добрались и до склепов. Гроб с прахом князя выбросили; кому-то, говорят, достались сапоги Репнина (китель — истлел), кости и череп разбросали неизвестно где. Усыпальницу превратили в погреб.

В 1930-е годы Густыньские храмы могли бы взлететь на воздух, если бы не усилия профессора Николая Макаренко и других ученых. На трапезной Михайловского Златоверхого в Киеве несколько лет назад установили мемориальную доску в честь профессора Макаренко, который пытался спасти собор.

ВОСКРЕСЕНИЕ

В начале 1990-х монастырь напоминал страшную пустошь, большую руину. В изданном к его 400- летию буклете есть фотографии, которые наочно свидетельствуют, во что превратился в советское время этот историко-культурный памятник. Несколько десятилетий на территории монастыря размещался психоневрологический диспансер...

Лишь в годы войны монахи снова возвратились в Густынь, чтобы в середине хрущевской «оттепели» не по своей воле покинуть ее. Новое, теперь уже четвертое, возрождение началось в 1993 году, когда в Густыни восстановили женский монастырь. За восемь лет удалось сделать много. Отреставрировано четыре храма, пятый стоит в лесах. Настоятельница игуменья Вера охотно рассказывает о делах хозяйственных: имеется 100 гектаров земли, кое-что из сельскохозяйственной техники, пасека, сенокос, птичник, скот, теплицы. В обители — сорок сестер. Лица их преимущественно молодые, даже юные. Сама игуменья Вера имеет — кроме духовного — еще и экономическое образование. Я не расспрашивал, какое из них первое, — какое это имеет значение? По всему видно, что монастырю с настоятельницей повезло. Жизнь чувствуется во всем: и в аккуратно сложенном кирпиче и досках, и в куполах, которые обновляются, и в рабочем ритме сестер, и в энергичной интонации игуменьи, после часового общения с которой понимаешь, что радиотелефон в ее руках, — не роскошь, а служебная необходимость. «Что подарили, то и имеем», — улыбается настоятельница.

Она приглашает гостей в «нашу теплую церковь», и мы попадаем в тот же храм, под которым упокоились князь Репнин и его родные. С Густыньской Чудотворной иконы на нас смотрит Богоматерь с младенцем, который в левой руке держит Евангелие, источник духовного света. Эту икону называют Ярмарочной, так как каждый год, 28 августа, когда на монастырской площади собирается ярмарка, ее носят вокруг площади и устанавливают в специальной часовне...

Вместе с игуменьей и послушницей спускаемся к усыпальнице Репниных. И здесь уже поработали добрые руки новых хозяев. Склепы восстановлены. Прах, конечно, никто не возвратит, зато обломки мраморных плит с именами Репниных аккуратно собраны, скреплены и установлены на старых местах, где им и следует находиться.

… А по ту сторону Удая зеленеет лес. Весна немного припозднилась, но теперь уже видно, что она входит в свои права. Греет солнышко, как в украинской веснянке. Льется свет с небес. Светится взгляд Богоматери с Густыньской чудотворной иконы, который — верится — уже никогда не скроет тьма...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать