Энерго-трубный компромисс
Вчера вице-премьер Украины по вопросам промышленной политики Олег Дубина обсуждал в Москве вопросы объединения энергосистем Украины и России, проблемы антидемпингового расследования в отношении украинских труб в РФ, а также отношения отечественных компаний с Международной группой компаний «Итера».
Первая встреча О.Дубины в Москве планировалась с вице- премьером и одновременно министром финансов России Алексеем Кудриным. И это говорит о том, что разногласия между Киевом и Москвой лежат в первую очередь в области взаимных расчетов.
Накануне визита украинский вице-премьер заявлял, что энергосистема нашей страны полностью готова к объединению и переходу на параллельную работу с российской, и, возможно, это произойдет 1 апреля.
О.Дубина добавил, что объединению должно предшествовать постановление правительства Украины о переходе на параллельную работу с 1 апреля. Однако, по его словам, позиция украинского правительства заключается в том, чтобы работать «в нулевом перетоке», хотя России, по его мнению, хотелось бы частично экспортировать электроэнергию в Украину, а председатель правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс даже высказал украинскому правительству обеспокоенность проволочками с возобновлением параллельной работы энергосистем России и Украины. По официальному объяснению украинской стороны, это было вызвано несогласованностью механизмов расчетов за электроэнергию.
Проблемы с разработкой постановления Кабмина об объединении энергосистем Украины и России связаны в первую очередь с позицией премьер-министра Виктора Ющенко, сказал «Дню» источник, близкий к Кабинету Министров Украины. По его словам, для премьера мнение и расчеты энергетиков весят гораздо меньше, чем «эмоции», проявляемые на заседании правительства главой Минэкоресурсов Зайцем.
Комментируя «Дню» суть энергетических разногласий, которые существуют сегодня в правительстве Украины, где многие министры на деле поддерживают объединение энергосистем, экс-министр топлива и энергетики Сергей Ермилов отметил, что «мягкая текущая ситуация в энергетике Украины, когда потребление не страдает, еще не говорит о том, что все будет в порядке и до конца года». По его словам, в энергетическом балансе страны как не хватало, так и не хватает 10 млрд. киловатт-часов, и их надо как-то восполнять. С.Ермилов считает, что параллельная работа энергосистем не имеет никакого смысла без перетока в Украину дешевой электроэнергии. «Нам нужен переток, без него не обойтись, — подчеркивает С.Ермилов, — а нулевое сальдо перетока Украине ничего не дает — мы сейчас способны сами держать частоту 50 Гц». Экс-министр уверен, что не подключаясь к единой энергетической системе мы теряем дешевый ресурс, а взамен вынуждены закупать дорогой, от чего страдает и энергетика, и в целом энергорынок. «Мы сейчас кредитуем энергетику за счет шахтеров, недоплачивая им из-за того, что вынуждены покупать дорогой газ, — сказал С.Ермилов, — а для того, чтобы выровнять ситуацию, нужно закупать дешевую электроэнергию и давать больше денег шахтерам».
Ход переговоров в Москве осложнен также предостережениями, звучащими из офисов некоторых политических партий, подчеркивающих свою преданность В.Ющенко. В пятничном интервью лидера Народного руха Украины Геннадия Удовенко российской «Независимой газете» делается довольно непатриотичный прогноз: «Мы не платим за газ, так еще будем за электроэнергию не платить, — отметил Г.Удовенко. — При том, что наши собственные электростанции недогружены, а мощности не используются».
Вторым не менее трудным вопросом текущих украинско- российских переговоров является трубный.
Вчера Украина согласилась на добровольное ограничение экспорта трубной продукции в Россию в объеме 480 тыс. тонн (ранее она предлагала установить объем квоты на уровне 800 тыс. тонн в год), избежав таким образом введения 40-процентной пошлины на свою трубную продукцию, экспортируемую в РФ. Стороны решили вернуться к этому вопросу через год. Как сказал журналистам Кудрин, в настоящее время украинские эксперты еще раз просчитывают ситуацию с учетом ограничения экспорта труб. Между тем начальник информационно-аналитического отдела госпредприятия «Укрпромвнешэкспертиза» Сергей Поважнюк считает (сообщает Part.org.ua), что возможное введение Россией такой квоты на экспорт украинских труб обойдется экономике Украины потерей не менее $100 млн. в год.
Словом, стороны могли бы обменяться уступками, но, как сообщил «Дню» источник в Москве, по перетоку электроэнергии украинские переговорщики стояли «мертво». Мог ли в этом случае Киев рассчитывать на компромисс по другим вопросам?
Выпуск газеты №:
№59, (2001)Section
Панорама «Дня»