Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Пектораль»: попытка прогноза

Три счастливых дня
13 марта, 00:00
«Пектораль» все ближе: по традиции 27 марта в Международный день театра объявляет победителей ежегодной театральной премии. Как правило, вердикт жюри вызывает неоднозначную реакцию. Впрочем, так случается не только у нас, а практически везде и всегда при раздаче любых слонов. Если, конечно, нет единственного и непререкаемого лидера. Такого лидера в минувшем театральном киевском сезоне нет. Значит? Могут быть варианты. Мы предложили известным столичным критикам сделать свой прогноз. Но то, что они написали — скорее размышление о нынешнем театральном процессе вообще.

Так случилось, что несколько лет подряд я могла просматривать почти все премьеры киевских театров. Чуть не проговорилась «была вынуждена», а потом подумала, что такое выражение будет не совсем тактичным и что касается самого этого удивительного явления, которым все-таки остается для большинства театр, и что касается личного ощущения этого явления. Так вот, сначала появилась определенная растерянность. Ведь согласитесь — более пятидесяти спектаклей за год — этот действительно нелегкое испытание даже для театрального фаната. Потом охватила какая-то подавленность и в то же время все чаще вставал вопрос: «За что такое наказание?» (слава Богу, просмотр проходил не за деньги). Наконец, пришло определенное душевное равновесие — оказалось, что есть спектакли, которые почти не вызывают отрицательных эмоций. Наоборот, начинаешь тихонько радоваться: сегодня актеры почти не «спотыкались» в тексте, а в этом спектакле и перевод более-менее пристойный, а в другом — даже балет движется в контексте с музыкой.

Но довольно. Конечно, эти строки несколько гиперболизированы. И киевляне в течение последних сезонов немало искренних аплодисментов подарили премьерным спектаклям. Хочу, чтобы их ( т.е. аплодисментов) было больше. И советую (если вообще можно советовать зрителю) — пойдите в Национальную оперу на спектакль «Ромео и Джульетта». Впервые за много лет уже во время просмотра у меня появилось ощущение абсолютной гармонии. Забылось, что я в первую очередь пришла слушать оперу (думаю, читатели согласятся, что для большинства это действо намного более сложное для восприятия, чем любое драматическое представление). Совсем не смущала довольно сдержанная музыка, которая почти не вызвала никаких ассоциативных эмоций в подсознании (это произведение Шарля Гуно вообще не так часто ставится на мировой оперной сцене). Не было даже присутствия того внутреннего «рацио», которое всегда все так жестко расставляет по полкам и упрямо напоминает об определенной условности драматического действия в оперном спектакле. На этот раз все было наоборот. Композиционно удивительно выстроены, усилены музыкальной палитрой партии хора. На удивление тактичны (как того требует опера и в то же время смело разрушая законы этого искусства) лирические сцены свиданий, любви, разлуки главных героев. На удивление изящная, легкая, трагически завершенная сценография. Художник М. Левитская закрыла от зрительского глаза все боковые порталы и кулисы сцены, подчеркнув тупик и отчаяние юности в таком прекрасном и в то же время — безжалостно замкнутом пространстве жизни Вероны. Хочется все время повторять это слово — «удивительно». Но, наконец, пора назвать имя главного автора этого чуда — немецкого режиссера Михаэля Гензеля. Считаю, что благодаря именно этому мастеру киевляне имеют возможность едва ли не впервые за последние несколько сезонов познакомиться с театральной постановочной культурой такого высокого уровня. Профессионализмом в полном понимании этого слова, который, овладев сложными элементами этого монументального произведения, дает по-настоящему искренний восторг от встречи с Театром.

Конечно, впечатление от прошедшего сезона не ограничивается только спектаклем на сцене Национальной оперы. Еще одним настоящим открытием в театральном пространстве Киева стала для меня Русалочка Ирмы Витовской (спектакль «Русалочка» по сказке Г. Х. Андерсена на сцене киевского Молодого театра поставил Е. Курман). Молодая актриса, преодолевая определенные рифы, которые иногда нарушают сценическое действие, заставляет искренне отзываться то на светлую детскую любовь ее героини, то на нестерпимую боль, которую наносит ей жестокий земной мир.

Такая же трагическая обреченность присутствует и в спектакле «Нехай одразу двох не любить», премьера которого состоялась в этом году на сцене Театра драмы и комедии (режиссер М. Яремкив, по пьесе М. Старицкого «Ой не ходи, Грицю, та на вечорниці»). На удивление изысканное музыкальное оформление спектакля (О. Курий), построенное на использовании аутентичных элементов народного пения отдельных регионов Украины, в сочетании со знаково-символической пластикой спектакля — это, по моему мнению, не только принципиально новейшее действо в творческом репертуаре театрального коллектива, но оно и заставляет зрителя по-новому постичь классические тексты и ситуации украинского театра корифеев.

Следовательно: «Ромео и Джульетта», «Русалочка», «Нехай одразу двох не любить»… Сознательно не ставлю точку. Идите, смотрите, наслаждайтесь, переживайте. И так хочется, чтобы кто-то почувствовал и понял то интимно загадочное ощущение настоящего единения с миром Театра, которое подарили мне три упомянутых спектакля.

Наталья ВЛАДИМИРОВА

Лидируют Гоголь и Шекспир

Делать театральный прогноз — это почти то же, что прогнозировать моду на следующий сезон. Прогнозируй, не прогнозируй, а она будет именно такой, какой ее создаст влиятельный кутюрье и какой увидят его многочисленные почитатели. Поэтому в моде и далее будут оставаться любимые зрителем киевские актеры как-то Алексей Богданович, Богдан Бенюк, Алексей Вертинский, Владимир Горянский, Полина Лазова, Виктория Спесивцева, Наталья Сумская, Анатолий Хостикоев и другие. Большинство из них сыграли в 2000 году по несколько премьерных спектаклей, причем как достойных их таланта, так и нет. Но именно на эти спектакли — «Пигмалион» и «Миллионерша», «Смерть Тарелкина» и «Гамлет» — больше всего будет ходить публика.

Что же касается собственно профессиональных достижений киевских театров в 2000 году, то их, как всегда, маловато. К сожалению, не было на этот раз традиционной для Киева жесткой борьбы между большими и маленькими театрами. Последние оказались в роли явных аутсайдеров, и практически ничего не смогли противопоставить сценам-гигантам с их техническими, акустическими и пиротехническими возможностями. А единственная попытка Андрея Жолдака, сделанная в «Идиоте», расширить игровое пространство до границ «живого» города и таким образом отобрать у театральных зданий монополию на театральность, завершилась банальным просмотром спектакля в зрительном зале.

Впрочем, бесспорным достижением прошедшего сезона стал своеобразный блиц-турнир взрослых и детских театров. В частности, в настоящем взрослом театре был поставлен настоящий хороший спектакль для детей («Русалочка» в Молодом театре), а в театре, рассчитанном преимущественно на детей, был поставлен настоящий взрослый спектакль («Вишневый сад» в Театре марионеток).

Но наиболее очевидным творческим достижением прошлого года стоит назвать репертуарную политику большинства театров, ответственный и не случайный выбор пьес, поставленных на сцене. Первые места в перечне авторов, чьи произведения сейчас активнее всего ставят в Киеве, принадлежат Николаю Гоголю и Вильяму Шекспиру. Вторые и третьи — остаются украинской и зарубежной классике. А для измученного обстоятельствами жизни театра это очень важно, он хочет читать вместе со зрителем хорошие и серьезные тексты.

Анна ВЕСЕЛОВСКАЯ

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать