С ней хотел работать Чарли Чаплин

19 февраля Алле Дмитриевне Ларионовой, легенде 50—60-х , исполнилось бы 70 лет. Актриса чуть-чуть не дожила до этой даты. Ах, как фантастически красива была она в «Анне на шее», «Садко», в «Двух жизнях» и «Трех сестрах». А неприступная Оливия из «Двенадцатой ночи» — вообще что- то сказочное и неземное!
Кстати, со сказки ее кинобиография и началась. Когда известный режиссер Александр Роу предложил 17-летней студентке ВГИКа роль Любавы, возлюбленной удалого купца, радости девушки не было предела. О том, чтобы сняться в кино, она и мечтать не смела. Было так волнующе, так захватывающе интересно! Но и тогда Алла не могла представить, что когда- нибудь взойдет в вечернем платье на сцену одного из крупнейших кинофестивалей мира. Однако это случилось. И довольно скоро: в Венеции «Садко» получил «Серебряного льва». Правда, платье, в котором блистала там молодая советская звезда, было взято напрокат, специально для поездки.
Учеников Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, в число которых входила и Ларионова, всегда отличало стремление к простоте и сдержанности. Потому Алла Дмитриевна привыкла говорить негромко, мягко, но за внешней холодноватостью давала почувствовать и собственные переживания, и накал страстей своих героинь.
Ее подругами с институтских времен были Нонна Мордюкова, Лариса Лужина, Майя Булгакова, Муза Крепкогорская. С Николаем Рыбниковым Алла познакомилась тоже во ВГИКе. Он был звездой своего курса, уже тогда многие студенты старались подражать Рыбникову, а она — его просто не замечала. У Ларионовой тогда были романы с более именитыми поклонниками, например, с Иваном Переверзевым. Но Рыбников, влюбившись, шесть лет упрямо ухаживал за ней и в результате их свадьба состоялась как-то неожиданно, на ходу, поскольку оба были уже популярны и завалены работой. Им повезло: прожили счастливo 34 года, вырастив двух дочек.
Героиню фильма «Анна на шее» по рассказу Чехова актриса превращала из мещанки по духу всего лишь в мещанку по происхождению. Ее Анна в высший свет рвется не за тем, чтобы срывать цветы удовольствий, а чтобы отомстить судьбе за свою прошлую беспросветную жизнь. После «Анны на шее» Аллу Ларионову называли одной из первых красавиц мирового экрана. Правда, в 1954-м, прочтя первый отзыв на свой фильм, актриса расстроилась. Рецензия была нелестной: постановщика ругали за то, что он Чехова превратил в Островского. Зато потом было и море цветов, и поклонники, и нескончаемые потоки писем, и толпы, несущие ее прямо в автомобиле на руках. И, конечно, были новые фильмы — «Судьба барабанщика», «Дядюшкин сон», «Совесть», «Фокусник», «Ведьма».
Бывали, правда, и неудачи. Главная из них в том, что многие возможности были не реализованы из-за капризов времени. К примеру, когда к Ларионовой проявил интерес сам Чарльз Спенсер Чаплин, ему ответили, что о съемках этой актрисы в Америке не может быть и речи — она загружена работой на родине. Сама Алла Дмитриевна узнала об этом предложении великого мастера намного позже.
Актриса прекрасно понимала, что ее работы в картинах «Ко мне, Мухтар!», «Дикий мед», «Седьмое небо», «Семья Ивановых», «Молодые», «Запретная зона», «Троцкий» были неравнозначны. Иногда Ларионова спрашивала себя, как чеховская Наденька из «Шуточки»: «Что это — судьба или случайное везение?», вспоминая свой головокружительный успех. При этом она старалась жить не одними воспоминаниями, загружать себя работой — взяла да и сыграла в Театре им. Вахтангова одну из героинь Зощенко, которую поначалу должна была играть Людмила Целиковская. В многочисленных концертах Алла Дмитриевна исполняла стихи Гумилева, пела песни Александра Вертинского, который был ее партнером в «Анне на шее».
Ларионовой очень везло с партнерами, она играла с Михаилом Жаровым, Сергеем Столяровым, Эрастом Гариным, Сергеем Лукьяновым, Евгением Леоновым и другими звездами своего времени. Везло с режиссерами. Везло со зрителями, которые ее боготворили...
Выпуск газеты №:
№34, (2001)Section
Тайм-аут