КАЧЕСТВЕННЫЕ ДОРОГИ
могли бы стать тестом на реформы. Что мешает?
Недавнее резонансное ДТП на автотрассе Кировоград—Запорожье, в котором погиб народный депутат Александр Емец, памятная трагедия с Вячеславом Чорновилом, не столь громкие, но от этого не менее горькие ежедневные потери человеческих жизней... Все это еще раз подтверждает: с такой скоростью, в таких погодных условиях да еще и по нашим, украшенным родимыми пятнами социализма, дорогах, ездить нельзя. Почему же не срабатывает в головах водителей «датчик» осторожности? Неужели ежегодные тысячи травмированных и потерянных жизней — неизбежная плата людей за свободу передвижения? И главное, как обезопасить дороги, которые нас убивают?
По статистике, половина всех ДТП (в прошлом году 49,9%) происходит из-за плохих дорог. За прошедший год случилось 10 тыс. 368 ДТП, в которых погибло 1180 и ранено 11 тыс. 178 человек. В то же время на «дефективных» дорогах страны произошло 4 тыс. 875 ДТП, погибло 1235 и ранено 5 тыс. 699 человек. На протяжении года дорожно-коммунальным организациям и подразделениям железной дороги было отправлено более 95 тыс. предписаний «по устранению недостатков содержания дорог и железнодорожных переездов», касающихся безопасности дорожного движения. Работники ГАИ установили также: с различными недостатками и изъянами эксплуатируется более 113 тыс. км дорог, а более 51 тыс. км имеют значительные, опасные для жизни участников дорожного движения, дефекты. Добавьте к этому почти полторы сотни отсутствующих дорожных знаков и 70 тыс. — линий дорожной разметки, больше 10 тыс. недостающего транспортного и дорожного ограждения, почти 12 тыс. участков с неисправным или отсутствующим напрочь внешним освещением.
Чтобы «артерии страны» функционировали нормально, необходимо примерно 5,5 млрд. грн. на год, сообщил «Дню» начальник научно-технического управления «Укравтодор» Министерства транспорта Украины Федор Гончаренко. Реально же на обустройство отечественных дорог в этом году запланировано выделить из государственного и местных бюджетов 941 млн. грн., которых недостаточно даже для привычного ямочного ремонта. Исходя из скудного финансирования, дорожники, по словам Ф.Гончаренко, в нынешнем году работают в трех направлениях. Пытаются сберечь существующую сеть автомобильных дорог, наращивать объемы работ на дорогах общегосударственного значения, которые совмещаются с направлениями международных транспортных коридоров, и строить дорожные подъезды с твердым покрытием к сельским населенным пунктам. Кроме того, между Минфином и ЕБРР уже подписан договор о кредите на 85 млн. евро, который планируется использовать на реабилитацию автотрассы Киев—Львов—Чоп. Проектируется также строительство дороги Львов—Краковец. В планах «Укравтодора» передать местные дороги в распоряжение местных властей и бюджетов.
Между тем, западные инвесторы не спешат вкладывать деньги в украинскую кровеносную систему экономики. И их можно понять. Недоумение инвесторов (да и многих наших граждан) вызывает не только неблагоприятный инвестиционный климат, но и то, с каким размахом тратятся в Украине средства на внешние атрибуты государственности, сколько их расходуется на второстепенное, на то, что могло бы подождать до лучших времен. Невдомек законопослушным зарубежным гостям и то, почему Правила дорожного движения, закон для всех, существуют, как правило, для рядовых, маленьких людей, а владельцы роскошных скоростных машин могут безнаказанно их игнорировать? Как показывает жизнь, за неписанные привилегии на дорогах расплачиваться приходится здоровьем и жизнью. Часто ни в чем не повинных людей.
...Только за предпоследние, осложненные снегопадом, сутки января, сообщил «Дню» старший инспектор УГАИ МВД Украины Владимир Энанов, на дорогах страны произошло 75 ДТП, в которых погибло 8 и ранено 87 человек.
КОММЕНТАРИЙ
Кандидат психологических наук Ирина ГОЛОВНЕВА, Харьков:
— Миф о новом русском, в нашем случае — украинце, прочно внедрился в массовое сознание. Соответственно, установилась обратная поведенческая реакция — целый ряд действий не такого уж малочисленного класса достаточно обеспеченных людей, которые направлены на придание собственному образу значимости и исключительности. В связи с этим возникло еще одно заблуждение: неподчинение общим правилам, пренебрежение требованиями законов ассоциируется с силой, независимостью и властью. Таким образом, игнорирование Правил дорожного движения или требований ГАИ может иметь знаковый характер. Опасность для общества состоит в том, что с увеличением количества обеспеченных людей, что само по себе неплохо, упомянутое заблуждение может распространяться и на них. Причины же увлечения монументальным строительством лежат, как мне кажется, в двух сферах: конкретных финансовых интересов конкретных причастных и — в ментальности все еще советской номенклатуры, для которой «бронзовый Ленин» был куда более значимым знаком благополучия Системы, чем отремонтированный мост или новая школа...