О легкомысленном лоббизме и его последствиях
Дэу уже не спасти, но АвтоЗАЗ должен жить
Впрочем о банкротстве Дэу разговор идет уже не один день. За 32 года своей работы корпорация знала и взлеты, и падения. Однако под грузом долга в $73 млрд., на $21,5 млрд. превышающего собственные активы, «Великая вселенная» (так в переводе с корейского звучит название корпорации) стала неуклонно разрушаться (в последние годы ее чистая прибыль составляла всего 0,3% от доходов). Такая низкая рентабельность требовала высокой скорости оборачивания средств и делала компанию чрезвычайно чувствительной к просчетам в осуществлении планов роста доходов. Поэтому одной из ведущих причин Дэу-фиаско эксперты «Дня» считают слишком оптимистическое отношение компании к странам с переходной экономикой и переоценку темпов роста спроса на их рынках: значительные инвестиции в Узбекистан, Польшу, Индию, Украину не принесли корпорации планировавшейся отдачи. Последним ударом, окончательно свалившим империю Дэу, стал финансовый кризис в Юго-Восточной Азии. Теперь, как считают некоторые эксперты, в случае неуспеха начавшегося процесса реструктуризации Дэу может возникнуть новая угроза финансовых передряг для этого региона и опасность еще более крутой волны мирового финансового кризиса. Его «отголоски» в этом случае, пожалуй, не обойдут и Украину, чья мини-автомобильная промышленность во многом интегрировалась во «вселенскую» орбиту.Естественно, это предположение не может служить основанием для паники. Тем более, что во время визита председателя Верховной Рады Украины Ивана Плюща в Республику Корея премьер-министр Ли Хан Донг, отвечая на вопросы украинских журналистов о судьбе совместного предприятия «АвтоЗАЗ-Дэу», сказал, что южнокорейское правительство намерено «прилагать все усилия для нормального функционирования (филиалов — Интерфакс-Украина) компании Дэу в мире».
При этом украинский спикер высказался за «закрепление устойчивой динамики» к увеличению объема торговли между двумя странами, который в настоящее время составляет около $500 млн., в том числе $200 млн. инвестиций. Об «увеличении объема торговли и масштабов инвестиций» говорил и корейский премьер-министр ...
... Однако для Украины актуальным остается еще один вопрос: почему инвестором, которому были созданы, как ни в одной другой стране, льготные условия, был избран «Деу»?
Газета «Киевские Ведомости» 3 ноября обвинила партию «Реформы и порядок», ее лидера Виктора Пинзеника, а также руководителя Запорожской организации партии, одновременно работавшего директором «АвтоЗАЗа», Александра Сотникова в лоббировании проекта «АвтоЗАЗ-Дэу». «Те, кто лоббировал создание «АвтоЗАЗ- Daewoo», в том числе и партия «Реформы и порядок», либо, как полагают эксперты, не удосужились просчитать, куда предприятие будет сбывать свою продукцию, либо умышленно ввели в заблуждение высшее руководство страны. Более того, ведь еще при создании украинско-южнокорейского автомобилестроительного гиганта было известно, что положение самого южнокорейского концерна Daewoo отнюдь не является блистательным, и его возможное банкротство уже тогда кое-кем в мире просчитывалось», — пишет газета.
Правда, в беседе с «Днем» Виктор Пинзеник сказал: «Мы не вносили этого законопроекта. В правительстве нет ни одного нашего письма на эту тему, проект был правительства, а не фракции. Мы за него голосовали, поддерживали, потому что альтернативы в тот момент ему не было. Американцы в то время уже отказались. Когда я работал в правительстве, было больше предложений, а по каким мотивам соответствующие структуры их отфутболили, не знаю — я в то время не занимался конкретными инвестиционными проектами».
Народный депутат Тарас Стецькив, который в составе партии «Реформы и порядок» также голосовал за приход в Украину корейского автомобильного капитала, комментируя перспективы совместного предприятия «АвтоЗАЗ-Дэу», сказал «Дню»: «Нам ничего не остается, как продать «АвтоЗАЗ-Дэу» фирме «Форд». И уточнил: «Если не купит «Форд», не купит никто». По словам Т.Стецькива, совместный проект с корейцами «не увенчался успехом» в первую очередь «из-за неспособности Дэу внести необходимые суммы инвестиций», что, по мнению народного депутата, связано как раз с тем, что Дэу уже несколько лет «переживает» большие проблемы. Продать АвтоЗАЗ «Форду», считает Т.Стецькив, это единственно возможный вариант сохранить автомобильное производство в Украине.
Между тем крупнейшая стратегическая ошибка бывших Дэу- провайдеров в Украине заключалась именно в том, что нельзя было делать ставку на единственную компанию. В свое время это существенно подпортило отношения Украины с ЕС, куда мы до сих пор безответно стремимся. Накануне визита в Украину председателя Еврокомиссии Романо Проди, агентство ПАП предполагало, что здесь он выскажет протест против государственного протежирования — путем налоговых льгот — автомобильным заводам, которые выкупила корейская фирма Дэу.
Похоже, теперь ситуация с протежированием может повториться. Ведь наше правительство, как и в прошлые годы, не прочь прислушаться к «безальтернативным», но не всегда бескорыстным подсказкам, хотя многие эксперты считают, что в борьбу за наследство Дэу включится не только «Форд», но и другие ведущие автомобильные компании («Дженерал Моторс», «Рено», «Скания», «Ниссан» уже заявляли о своих притязаниях).
Интересно, что единственный в Украине автомобильный завод в этот раз может быть продан по минимальной цене. Действительно, он настолько же отстает от нормальных автомобильных предприятий, как «Таврия» от «Мерседеса» на скоростной дороге. Но нельзя забывать, что вместе с заводом может быть продана и значительная часть не слишком уж переполненного украинского автомобильного рынка. За такой куш нужно платить сполна. Т.Стецькив считает, что продавать можно «за один доллар — так за один доллар, главное, чтобы «Форд» внес туда деньги, технологии, наладил производство, даже и в том случае, если это будет производство на уровне комплектации (сборки. — Авт. ), иначе автомобильная отрасль в Украине просто не имеет перспективы».
Несколько иную позицию заявил в разговоре с «Днем» глава запорожской облгосадминистрации Алексей Кучеренко. Он считает, что «АвтоЗАЗ-Дэу» не настолько «жизненно» зависит от головной компании. По его словам, на предприятии в последнее время предприняты попытки перестроить производство на создание специализированных автомобилей, ориентированных на потребности внутреннего рынка, в том числе и на приобретение бюджетными организациями. При этом положительное значение, по словам губернатора, может иметь применение автомобильных корпусов, изготавливаемых в Польше, а также отечественного силового агрегата, осваиваемого на Мелитопольском заводе. А.Кучеренко считает, что для продажи новому инвестору нет даже юридической базы, посколько этот вопрос предстоит решать санатору Дэу в ходе процедуры банкротства. По его мнению, этот завод «нечто» будет стоить и надо будет постараться «продать его с максимальной выгодой, а не за счет банкротства нашего предприятия — совместного предприятия, которое по уставу не несет ответственности по долгам своих учредителей». Говоря о причинах, по которым СП не удалось выйти на те рынки, которые предполагалось заполучить, А.Кириченко отметил, что налоговая нагрузка на импортный автомобиль в Украине составляет 21%, тогда как на отечественный — 26%. Кроме того, по его словам, основная масса ввозимых в страну автомобилей с помощью различных ухищрений уходит от налогообложения. Тогда как руки «АвтоЗАЗ-Дэу» скованы обязательством сохранять рабочие места и платить рабочим за вынужденный простой. Тем не менее, глава облгосадминистрации считает, что Украине не следует вводить протекционистские меры и закрывать возможность ввоза импортных автомобилей в угоду отечественному производителю и в ущерб украинскому потребителю. Чисто протекционистское решение, к которому Украина прибегла в отношении сотрудничества с Кореей, уверен А.Кучеренко, себя не оправдало, поскольку игнорировало интересы других партнеров. В то же время губернатор видит и перспективу в работе АвтоЗАЗа. Недавно он побывал в Узбекистане, где имеется СП, аналогичное запорожскому, и убедился, что коллеги сумели выйти со «своими относительно дешевыми корейскими автомобилями» на российский рынок, тогда как Украина ничего не делала в этом плане, «что является явной ошибкой менеджмента».
КСТАТИ
«День» попытался выяснить дальнейшую судьбу СП «АвтоЗАЗ — Дэу» в Фонде госимущества Украины. Однако ни первый заместитель его главы Михаил Чечетов, ни заместитель Сергей Глушко не смогли что-либо сказать по этому вопросу, мотивируя тем, что он не в их ведении. Лишь начальник управления по управлению корпоративными правами государства Иосиф Войцеховский сумел внести полную ясность. По его словам, позиции Фонда в этом вопросе на сегодня еще нет.
Выпуск газеты №:
№206, (2000)Section
Панорама «Дня»