«Соломинка» от отставки
Юлия Тимошенко намекает, что «Батькивщина» может не проголосовать за президентский законопроект по имплементации референдумаРано утром у меня зазвонил телефон. Говорил не слон, но весьма ответственное лицо, вхожее к вице-премьеру Юлии Тимошенко: «Ющенко окончательно сдал Юлю».
Эта перворазрядная новость нашла косвенное подтверждение в анонсах информагентств: Ю.Тимошенко, не дожидаясь окончания заседания Кабмина (начавшегося в 10.00) уже в 12.30 давала пресс-конференцию. Источник в Кабмине, которому пришлось позвонить для проверки, не исключил возможности «сдачи» и рассказал, что схема принятия подобных решений отработана: они подписываются накануне визитов в дальнее зарубежье, чтобы из «ближнего» не доставали советами... Президент в этот момент проводил в Лейпциге украинско-немецкие консультации. Судя по всему, акции Ю.Тимошенко на украинском политическом Олимпе без видимых причин резко пошли вниз.
Впрочем, если руководствоваться только тем, что прозвучало на пресс-конференции, то ничего подобного нельзя было заподозрить. Бледная, разве что чуть больше обычного, Ю.Тимошенко предстала перед журналистами едва ли не в венке победителя. В активе она имела отторжение Кабмином министра экономики Сергея Тигипко и министра топлива и энергетики Сергея Тулуба, устранение и.о. председателя «Нефтегаза Украины» Игоря Диденко. Но главное, о чем решила доложить Ю.Тимошенко, очевидно видя в этом не только козырную карту, но и хороший ластик, способный стереть уже поставленную на указ подпись, — это резко возросший, по ее словам, уровень проплат в энергетике. Если в январе, когда она пришла в правительство, за использованную электроэнергию страна платила деньгами лишь 13,2%, то в июне этот показатель достиг 43,55%. И Ю.Тимошенко утверждала, что положительные изменения не временные, а имеют стабильный характер. Единственное, чего не удалось сделать, так это поладить с приватизированными облэнерго, отдача которых за некоторым исключением кардинально не увеличилась. А угля у нас на складах ТЭС уже столько же, сколько было на это время в 1999 году. До конца года, включая импорт из России и Польши, будет не меньше 5—6 млн. тонн, чего, по словам Ю.Тимошеко, еще ни одно правительство Украины не добивалось. Газа и газовых контрактов тоже хоть завались. Проплата за него идет выше ста процентов. Ядерное топливо, благодаря стопроцентно денежным проплатам за него России, завезено в полном комплекте.
Все эти реляции завершились поистине победным аккордом: уже три дня в Украине держится частота 50 Гц, что позволило Юлии Владимировне заявить, что отныне больше не будет автоматических отключений, тем более тех, кто платит. Вице-премьер даже попросила «стучать» Кабмину на те обладминистрации, которые будут продолжать практику отключений, и объявила, что энергетический кризис в Украине остановлен.
Вот такой (в кратком изложении) ушат позитива, образовавшегося в небывало короткие сроки после ухода С.Тулуба, вылила Юлия Владимировна на непривычные к этому журналистские уши. Тактика была понятна: наступление — лучшее средство защиты.
Но стратегический замысел, очевидно, уже учитывал освобождение от должности как объективную реальность, и состоял в поиске вариантов между такими крайними точками, как возвращение к политической власти на еще более высоком уровне или потеря очень многого, включая, возможно, и свободу. (Как сообщил позавчера Интерфакс-Украина со ссылкой на слова первого заместителя начальника главного управления по борьбе с организованной преступностью МВД Виктора Литвиненко, правоохранительные органы проверяют информацию, изложенную вице-премьер-министром Украины Юлией Тимошенко и народным депутатом Украины Григорием Суркисом во время программы «Эпицентр» 19 июня на канале «1+1». Комментируя вчера эту информацию, Тимошенко поставила под сомнение сам факт интереса к кассете со стороны правоохранительных органов, «но если нашим силовым структурам нечем заниматься, кроме как пересматривать кассеты, то — пожалуйста, однако я считаю, что это была информационная провокация»).
Отвечая на вопрос «Дня» о предусмотренных ею гарантиях для того, чтобы все же остаться в политике в случае отставки, Ю. Тимошенко не без пафоса сказала, что такие гарантии — «вся моя жизнь». Однако в ходе пресс-конференции все же выяснилось, что они, скорее, в одной из составляющих украинского олигарха — обладании карманной фракцией в парламенте. Бывший руководитель фракции «Батькивщина», якобы не придавая этому особого значения, отметила, что фракция еще не определилась по голосованию за президентский проект имплементации результатов референдума. Решение будет принято в 9.00 четверга (понятен намек: если Президент хочет сохранить парламентское «большинство», то вечером, по возвращении из Германии, еще успеет сообщить, что указ не будет введен в действие).
И еще один вопрос выяснился на пресс-конференции: кто же все-таки сковырнул Ю.В. с поста вице-премьера? (Кстати, вчера в разговоре с корреспондентом «Дня» Андреем МИСЕЛЮКОМ член фракции «Батькивщина» Артур Белоус заявил, что «уход Тимошенко неизбежно приведет к дестабилизации положения в правительстве. Концепцию реформирования энергорынка, предложенную Тимошенко, можно критиковать. Но при этом нужно признать, что она едва ли не единственная пассионарная личность в правительстве, и, в определенной мере, креатор самого Ющенко). Ответ был дан косвенный, но четкий: «Я была бы удовлетворена, если бы Игорь Бакай не имел возможности влиять на кадровые вопросы в ТЭК». Для посвященных эта фраза означала многое: приход новоиспеченного депутата, известного оппонента Ю. Тимошенко, во фракцию «Реформы — Конгресс» означал назначение вице-премьером (вместо Ю. Тимошенко) Виктора Пинзеника. Правда, сам Виктор Михайлович в разговоре с «Днем» эту возможность отбросил , сказав, что идет вице-премьером в правительство США. Ну что ж, наши политики, когда нужно, отмалчиваются, а когда необходимо — наносят удар, а вообще ТАК... шутят.
Продолжение темы на 4-й стр.