Перейти к основному содержанию

Не потерять бы талантливых

07 июля, 00:00
К дискуссии по проблемам вісшего образования, в частности, платного обучения, начатой на страницах «Дня» ( № 97 за 2 июня 2000 г.), активно подключились наши читатели («День» № № 107, 112), которые, работая в вузах, видят все эти проблемы, как говорится, изнутри. Сегодня мы подаем еще один взгляд на главный вопрос: каким быть высшему образованию — платным или бесплатным?
Работая старшим научным сотрудником в одном из институтов НАН Украины, я одновременно преподаю в Национальном университете имени Т.Г. Шевченко, поэтому с особым вниманием и заинтересованностью слежу за полемикой по вопросам высшего образования, которая ведется на страницах «Дня». Опубликованное в «Дне» №112 за 24 июня 2000 г. письмо проректора Национального университета «Киево-Могилянская академия» Валентина Гусева «Современное высшее образование не может быть бесплатным» вызвало желание присоединиться к дискуссии. В первую очередь, потому что со многими высказанными в письме тезисами трудно согласиться. Согласна только с тем, что качественное высшее образование стоит дорого, что в Украине большинство вузов финансируется очень неудовлетворительно, а преподаватели получают слишком мало за свой труд, который требует высокой квалификации и значительных затрат творческой и физической энергии. То, что государство наше с каждым годом становится беднее, также не вызывает сомнения. Но на этом согласие с господином Гусевым заканчивается.

Первое, с чем я категорически не согласна, — это то, что наши «дешевые» профессора априори хуже «их дорогих». Все мы знаем, что Украина владеет сильнейшими научными школами, наследники которых еще по «совковой» инерции считают делом чести и жизни передавать свои знания молодому поколению, хотя и страдают от того, что их труд обесценен, а материальная база не позволяет работать с полной отдачей.

Другой тезис — низкая зарплата ведет к коррупции, а высокая от нее страхует. Ярким контраргументом являются наши государственные служащие. Именно исходя из приведенного тезиса, они уже в который раз повышают себе заработную плату, устанавливают всяческие льготы, которые уже превысили льготы бывших партийных функционеров, но, как говорится, «чем больше ешь — тем более хочется». С каждым годом растет разница между доходами профессора университета и чиновника среднего уровня, а взяточничество и протекционизм в среде последних не исчезают.

Относительно платного обучения в вузе, то о нем вообще могут говорить только родители-бизнесмены или чиновники, имеющие доступ к государственным ресурсам. Все другие могут максимум мечтать о том, чтобы прокормить, одеть и обуть своих детей.

Относительно мнения, что государство навязывает свои учебные программы, то здесь, действительно, есть неудобство, причина которого заключается в том, что чиновник должен что-то делать, чтобы отработать свои привилегии, и часто делает не то, что нужно, а то, что умеет (знаменитый закон Питера). Но против этого есть хороший рецепт, и состоит он не в платном обучении, а в регистрации ядра знаний (как говорят «они» — body of knowledges), которых требует определенная профессия. Такое ядро, которое на Западе уже получило свое материальное воплощение для многих профессий, должно быть базой и для аттестации вузовских программ по соответствующим специальностям, и для сертификации специалистов, и для учебных курсов.

Не следует также забывать, что присущая нашему народу тяга к знаниям и сохраненная, в основном, система образования сдерживают манкуртизацию общества, которая, учитывая материальное положение большинства населения, уже давно могла охватить Украину.

И последнее. Господин Гусев сам себе противоречит, когда гордится (и имеет на это право) процессом тестирования абитуриентов в НУКМА. Поэтому давайте думать, как внедрить этот позитивный опыт в других вузах, чтобы преодолеть коррупцию в системе образования. Тогда «бедные, но умные» школьники смогут получить высшее образование, а страна — высокообразованных ученых и специалистов.
 

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать