Перейти к основному содержанию

Сила против свободы

10 июня, 00:00

225 лет назад, 4—5 июня 1775 г. российские войска под командованием генерала Петра Текелия, выполняя приказ императрицы Екатерины II, окружили земли Запорожской Сечи и потребовали от кошевого атамана Петра Калнышевского (того самого, которого Екатерина совсем недавно щедро наградила за героическое участие запорожцев в российско-турецкой войне, обещая далее «усугубить милость») разоружить казаков, покинуть Сечь и разойтись, а иначе немедленно будет применена военная сила. А части императорского генерала намного превосходили силы казаков — 66000 людей, 50 пушек.

Почему же императрица, несмотря на весьма лояльный к ней курс, проводимый Калнышевским и кошевым судьей Яковом Головатым, несмотря на то, что так называемая «Новая Сечь» (1734—1775 г г.) была только тенью славной Сечи прошлого (ей был нанесен страшный удар еще Петром I за поддержку Ивана Мазепы), — все же прибегла к такой радикальной мере? Ответ простой — даже полузадушенная свобода запорожская раздражала Петербург. Екатерина проводила жестокую политику закрепощения когда- то свободных украинских селян, за что ее потом проклинал Тарас Шевченко. Не уничтожив Сечи, не ликвидировав еще существующие остатки гетманской автономии, этого достичь было невозможно. Имперская власть не простила запорожцам поддержки антикрепостнических движений (в первую очередь, Колиивщины), рассматривала Запорожье как постоянный «источник смуты». Направляя еще в 1765 г. в Украину своего представителя графа Румянцева, Екатерина II дала такую инструкцию: «Стараться искоренить среди украинцев фальшивый взгляд на себя как на народ, совершенно отличный от россиян». Так и делалось, и уничтожение Сечи, — «апофеоз» на этом пути.

Хотя немалая часть казаков была готова оружием ответить на ультиматум генерала Текелия, Калнышевский, Головатый и генеральный писарь Глоба решили не начинать напрасного кровопролития. Екатерина «усугубила милость»: кошевой был пожизненно сослан на Соловки, Головатый и Глоба — в Сибирь. Не будем упрощать: Пантелеймон Кулиш, великий патриот Украины, имел основания критиковать историческое наследие Запорожья за анархию, отрицание государственной власти как таковой, иногда — за отвращение к мирному спокойному труду. И все же казачество — это «золотой фонд» украинского народа. Вспомните хотя бы прекрасные, гордые слова Ивана Богуна: «Снимаю шапку только перед Богом, и то по своей воле!». Народ, не забывающий свою историю, такую Сечь — будет жить в веках.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать