Перейти к основному содержанию

Возвращение народного образа

25 мая, 00:00

Самобытный и малоизвестный пласт украинской культуры представляет зрителю выставка народной иконы ХIХ века, которая сегодня открывается в киевском Музее культурного наследия.

Народной иконой, как самобытным творческим явлением, могут похвалиться Украина, Польша, Румыния, Чехия, Словакия. Украинская народная икона, казалось, с самого рождения была обречена на исчезновение: с ней всячески боролась православная церковь, отцы которой не могли простить иконописцам-самоучкам неканоничности их произведений и языческих мотивов. Она просуществовала не многим более ста лет — с конца XVIII до конца Х I Х века, когда ее вытеснила массовая полиграфическая продукция. Богомазы из народа не могли конкурировать с типографиями Киевско-Печерской, Почаевской лавры и Одессы, которые тысячами выпускали яркие открытки.

В советские времена народная икона тоже не нашла надлежащего отражения в фольклористике, ведь в народном искусстве не должно было быть ни малейшего намека на религиозность. На современном рынке антиквариата народная икона ценится низко и не представляет большого интереса для украинских салонов старины. Она имела бы все шансы постепенно исчезнуть, затерявшись в чердачном хламе или сгорев в сельских печах вместе с дровами, если бы не ее способность своей удивительной искренностью приближать сердца людей. Выставка, открытая в Музее культурного наследия и посвященная памяти выдающегося украинского искусствоведа Платона Билецкого, представляет часть собрания киевского коллекционера Владимира Беланжера.

Владимир Беланжер (Беляев) родился в Киеве в 1938 году. Мальчишкой мать увезла его в Германию. Владимиру Беланжеру выпало жить также во Франции, Соединенных Штатах, работать на Тайване и в Гонконге, где он начал коллекционировать предметы искусства, в частности, нецке и фарфор. Вскоре после обретения Украиной независимости он вернулся на Родину, где увлекся сбором народных образов. «Я не хочу, чтобы они распылились», — говорит о своем детище Владимир Беланжер, который собрал уже более 100 экземпляров народных икон Киевщины.

Его коллекция открывает неожиданный мир народной духовности. Здесь и несколько изображений святого Евстиниана, образы которого не очень распространены в официальной иконописи, ведь он был покровителем младенцев, умерших некрещеными. Здесь и Спас с дорисованной уже в ХХ веке надписью из Евангелия: «Придите, трудящиеся!» И яркие, большие, словно рисунки на крестьянской печи, красочные чудо-цветы вокруг Божьей Матери. И такие неканонические, остроносые и курносые, святые. В их лицах словно замер ХIХ век, а глаза заставляют нас обещать им и себе, что в веке следующем мы, наконец, отдадим надлежащее нашему настоящему искусству.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать