Иерархия новых угроз
Почему не сработали блокирующие механизмы?
Трехмиллиардный внешний долг, который Украина должна выплатить в 2000 году, угрожает финансовой катастрофой — дефолтом. Банкротство государства приведет к уже подзабытой галопирующей инфляции и девальвации. Энергетическая зависимость от России и ее слишком жесткая в последнее время позиция по отношению к Украине угрожает нам топливным голодом. Снижение качества жизни реанимирует болезни, о которых цивилизованный мир уже начинает забывать. Туберкулез и гепатит приобретают признаки эпидемии. Чрезвычайно опасная тенденция последних лет — уменьшение численности населения страны.
Очевидно, что наибольшей опасностью для государства сегодня является не внешняя угроза, а внутренние проблемы, связанные с качеством государственного управления, состоянием экономики и уровнем жизни.
Украине необходимо определить иерархию угроз нашему государству и разобраться, как и почему они формируются, и почему иногда как бы неожиданно возникают перед страной — об этом заявил вчера на круглом столе «Проблемы обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития экономики Украины» секретарь СНБО Е.Марчук. Именно так произошло с внешним долгом, о котором почему-то вспомнили только в конце 1999 года, хотя долговые обязательства, которые приходятся на 2000-й год, формировались совсем не внезапно. Как отметил Е. Марчук, этот долг вышел сейчас на первое место даже по сравнению с такими важными и болезненными для людей социальными проблемами. По мнению Марчука, для нейтрализации дефолта, вероятность которого обусловлена трудностями с выплатой Украиной своих обязательств, стране придется использовать все имеющиеся в наличии ресурсы и провести серию трудных переговоров с кредиторами.
Экономические угрозы в соответствующих обстоятельствах могут возникать и на многих других направлениях. Это и налоговая политика, и инвестиционный климат, и управление экономикой. «Анатомию» каждой угрозы нужно подробно изучать, разобраться в их механике, природе, эволюции. И самое главное — понять, почему не срабатывают блокирующие процессы и механизмы. Не следует надеяться на то, что с началом административной реформы автоматически исчезнут имеющиеся в наличии угрозы экономической безопасности — в этом убежден Е.Марчук. В качестве примера он привел проблему инвестиционного климата, который не может быть молниеносно изменен ни указами, ни сменой должностных лиц. Низкие показатели инвестиций в Украину Е. Марчук назвал «приговором» ее инвестиционной политике, заметив при этом, что внешние инвестиции придут в Украину не раньше чем начнут работать внутренние. Говоря об еще одной угрозе экономической безопасности — существовании огромного сектора теневой экономики, Марчук заметил, что недостаточно объяснять это явление только налоговым прессом — большие налоги есть и в других странах, к примеру, в Германии, Швеции. Но теневой сектор там несравненно меньше.
Характеризуя украинско-российские отношения, секретарь СНБО заметил, что «на фоне добрых, по-человечески теплых отношений между президентами» на уровне практической экономики возникли сложности, напоминающие «торговую войну». Е. Марчук считает «абсолютно правильным и адекватным «ответом» на шаги России возможные меры Украины, касающиеся тарифов на транспортировку газа и нефти. Он отметил, что парламентские выборы в России проходили на акцентировке «чеченской проблемы», которая помогла определенным политическим силам выиграть. И то, какие идеи доминировали во время парламентских выборов в России, нельзя не учитывать, поскольку во времени это почти совпало с экономическими санкциями против Украины, считает Е. Марчук. Если игнорировать эти события, «не просмотреть эту проблему хотя бы на лет десять — мы можем опять получить неожиданную ситуацию, как с долгом 2000-го года».
Но самой большей опасностью для Украины Е. Марчук считает резкое снижение качества жизни, которое повлекло за собой эпидемии, в частности, туберкулеза и гепатита. Если этот процесс не будет взят под контроль, то, как заявил Е. Марчук, Украину ожидают демографические катаклизмы: ухудшение соотношения между работающими и неработающими, здоровыми и больными. Через одно-два поколения, т.е. через 25 лет Украина может получить «еще одну демографическую яму», подобную той, которая являлась следствием Второй мировой войны.
На круглом столе были сделаны попытки дать ответы на вызовы времени. Народный депутат Богдан Губский акцентировал внимание на том, что стратегическую безопасность Украины может гарантировать только конкурентоспособная экономика. Заместитель министра экономики Игорь Шумило подчеркнул, что экономическая безопасность должна быть главным критерием оценки деятельности государственных органов. Председатель Национального агентства по вопросам развития и европейской интеграции Роман Шпек отметил, что сейчас очень легко принимать неверные решения, когда причинами экономического кризиса кое-кто называет высокий обменный курс гривни, низкие ставки пошлины на импорт, отсутствие субсидий или дотаций отечественным производителям. На самом деле, как считает Р.Шпек, такая практика делает невозможным достижение конкурентоспособности экономикой.
Академик Геец правильно заметил, что административная реформа не может реализоваться только в существенном сокращении собственно правительственных структур без коренного изменения управленческих функций в самих министерствах. Иначе такой разрыв может очень негативно сказаться на управлении экономикой в целом.
В ходе дискуссии был высказан ряд других идей, которые могут иметь прагматический смысл для нового премьер-министра Виктора Ющенко. Продолжение темы экономической безопасности читайте на стр. "День планеты"
Выпуск газеты №:
№242, (1999)Section
Панорама «Дня»