Су-24м все-таки долетят до Крыма
Киев согласился на замену самолетов на Черноморском флотеУкраина и Россия, кажется, уладили трехлетний спор вокруг появления на Черноморском флоте бомбардировщиков Су-24. Об этом сообщил министр обороны Украин ы Александр Кузьмук после переговоров с руководителем российского оборонного ведомства Игорем Сергеевым в Крыму, куда приехали министры обороны стран СНГ для наблюдения за украинскими маневрами «Дуэль-99».
До этого времени Украина не спешила давать разрешение на то, чтобы Россия разместила на аэродроме Гвардейское, что в Крыму, двадцать два бомбардировщика Су-24м вместо устаревших Су-17, которыми оснащен Черноморский флот сейчас. Ведь бомбардировщики Су-24м могут использоваться как носители ядерного оружия. Москва настойчиво педалировала этот вопрос, указывая, что устаревшие Су-17 в составе ЧФ уже не пригодны к работе.
В мае секретарь СНБО Украины Владимир Горбулин заявил: «Украина — хозяйка на своей территории. Замена вооружений в составе ЧФ на более полные, более эффективные изменит стратегический баланс сил в Черноморском бассейне. И сделать это можно только по согласованию с украинской стороной».
Но на прошлой неделе позиция стала значительно мягче. Тот же Владимир Горбулин сказал: «Юридических оснований, как выяснилось, для того, чтобы запретить замену Су-17 на Су-24м, нет. Позиция украинской стороны очень четкая — без необходимой верификации, без сопровождения, когда мы будем абсолютно уверены в том, что эти самолеты оборудованы так, что не могут нести ядерное оружие, то нужно исходить из этого и здесь находить разумное решение. Я не вижу тут большой проблемы».
Разумное решение искали уже министры обороны Украины и России, договорившиеся о том, что дважды в год украинская сторона будет проверять российские бомбардировщики. Цель проверок — убедиться, что на этих самолетах действительно не установлены специальные устройства, которые позволят использовать Су-24м как носители ядерного оружия. Однако пока неизвестно, каким будет характер этих проверок. Если, например, эти проверки будут осуществлять по заблаговременно согласованному графику, то эти инспекции вряд ли можно считать эффективными. Во всех международных соглашениях по контролю за вооружением предусмотрены внезапные проверки, которые позволяют проверять оперативную, а, значит, горячую информацию. Если это между Киевом и Москвой на ЧФ не оговорено, то, несмотря на стратегическое партнерство, нет каких-либо гарантий, что кто-то не устоит перед искушением обмануть соседа. И еще одна деталь. Самолеты Су-24м, которые будут перебазировы в Крым, раньше входили в состав Балтийского флота и их экипажи готовились по полной программе подготовки, в том числе, и к возможному применению ядерных боеприпасов. У России была возможность перебазировать в Украину Су-24, изготовленные в так называемом экспортном варианте, где даже конструктивно не предусмотрено размещение систем для оружия массового поражения. Но Москва выбрала для Крыма Су-24м именно из Балтики.
КСТАТИ
До появления на Черноморском флоте бомбардировщиков Су – 24м потенциальными носителями ядерного оружия были, в первую очередь, корабельные системы. Например, недавно введенный в состав ЧФ ракетный крейсер «Москва» вполне приспособлен к ядерной работе при соответствующей нагрузке. Среди российских адмиралов обсуждаются планы, в соответствии с которыми на ЧФ может быть передислоцирована и ядерная подлодка с Северного флота. Это произойдет после того, как Россия наконец-то достроит свой самый современный подводный ракетоноситель «Юрий Долгорукий», который потом направится на Северный флот, а более устаревшая подлодка оттуда разместится на ЧФ.
Одновременно на Черноморском флоте продолжается усиление так называемого шестого отдела, который должен отвечать за техническую составляющую ядерного обучения личного состава ЧФ. Отдел переехал из Стрелецкой бухты на площадь Нахимова, где расположено одно из управлений ЧФ РФ. Шестой отдел состоит из офицеров, прошедших обучение по специальности «вооружение» в военно-морской академии. В свое время отдельные офицеры шестого отдела проходили службу на Северном флоте и являются специалистами по авиационным ядерным боеприпасам.