ДНЕВНИК
Утром, в разгар занятий, увидела на рынке группу старшеклассниц. Заметив меня, поспешили укрыться за углом, но не успели. Они растерянно остановились, потом смущенно улыбнулись и поздоровались. (В прошлом году они еще были моими учениками, а теперь я уже не работаю в школе). Чтобы не смущать ребят, ответив на приветствие, поторопилась на троллейбусную остановку. Когда оглянулась — моих бывших и след простыл.
На какой же урок они не пошли? Почему так испугались? По привычке сработало убеждение, что учиться им необходимо для меня, учителя! С кого, как не с учителя, спрашивают за посещаемость и качество знаний?
Вспомнила письмо из Штатов другой своей бывшей ученицы. Вита писала, что у них в школе учителям безразлично, учишься ты или нет, но в следующий класс тебя переведут только тогда, когда ты усвоишь программный материал предыдущего. А если тебе тяжело дается какой- то предмет, то изучать такой предмет будешь в специальной группе, где у других — та же проблема. А когда по какому-то предмету особенно хорошие успехи, то будешь заниматься им углубленно, тоже в специальной группе. И еще: можно выбирать предметы для изучения. Все это происходит не в какой-то особой школе, а в самой обычной, для детей эмигрантов. За свой выбор учиться или не учиться с детства приходится отвечать самому...
И я подумала: может, нам хоть немножко легче станет жить, если мы перестанем искать виноватых, а научимся самостоятельно делать выбор и за него отвечать?
Выпуск газеты №:
№167, (1999)Section
Панорама «Дня»