Украина подыскала нового друга-кредитора
И вот-вот станет его крупнейшим акционеромПозавчера в Киеве прошел Совет руководителей Черноморского банка торговли и развития (структуры, надо отметить, международной, представляющей 11 стран Черноморского региона и уже зарегистрированной, но пока неработающей). Он вчера пытался подвести итоги деятельности за год.
Но так как деятельности особой не наблюдалось (банк год назад лишь абстрактно заявил о намерениях способствовать экономическому развитию стран региона), то сошлись на взаимных обещаниях и уверениях. Например, Президент Леонид Кучма, на встрече с президентом ЧБТР Эрсой Волкам заявил, что Украина очень заинтересована в реализации совместных проектов. Каких проектов? Этого не сказал ни президент банка, ни Президент Украины, ни глава Нацбанка Виктор Ющенко (он же — глава Совета управляющих ЧБТР). Последний, кстати, добавил загадочности, заявив, что Украина намерена предложить Совету директоров ЧБТР еще ряд проектов. О них В.Ющенко известно только то, что они выражают интересы сразу нескольких стран Черноморского региона и не касаются нашего НБУ. «Мы тоже в недоумении, — заявил «Дню» зампред киевского представительства одного из российских банков, — ЧБТР пока мертвая структура. До сих пор не понятны ни ее цели, ни объекты финансирования, ни их условия».
В этом контексте любопытно выглядит не особо результативная попытка Нацбанка (точнее, его главы) выяснить, эффективно ли используется Черноморским банком украинский взнос (SDR13,5 млн.), находящийся на балансе ЧБТР. Журналистам так и не известен ответ на этот вопрос. Зато выяснилось, что бедная, погрязшая в долгах Украина потенциально владеет наибольшим пакетом акций банка — ее доля в уставном фонде банка (всего УФ ЧБТР = SDR1 млрд., стартовый капитал — $200 млн.) составляет 12,55%. Украина в ближайшую неделю намерена «доплатить» еще SDR6,7 млн. и тогда, по словам В.Ющенко, «мы выйдем на объем пакета акций около 20%». Теоретически это дает Украине право надеяться на более-менее серьезные кредиты (кстати, по словам Э.Волкама, одна страна-участница может рассчитывать на процентные займы не более 30% кредитных ресурсов банка). То есть, все идет к тому, что украинское правительство, «одолжившись» у МВФ и Мирового банка, запустит свою ручонку и в кредитный карман ЧБТР. В результате, кредитов на пока не ясные программы станет больше. Как, впрочем, и долгов...
P.S. Можно надеяться, что в июне, на официальном открытии штаб-квартиры ЧБТР в Салониках (Греция), многое прояснится и для нас, и для самих представителей банка.