Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Нехватка денег или профессионализма?

05 марта, 00:00

Читательница газеты «День» из Черновцов Ксения Покровская прислала нам горькое письмо под названием «Телевидение для тупых» («День», №37). Под этим письмом подписались бы, вероятно, тысячи и тысячи телезрителей, для которых «ящик» давно стал постоянным источником разочарований и раздражения. Причин много, и среди них не только отсутствие средств на высокостильные передачи. Ибо «мастера экрана», по всей вероятности, довольны своей продукцией и искренне не ведают что творят — не все же на ТВ записные циники. Больше, чем денег, им, очевидно, не достает профессионализма, вкуса, культуры. К счастью, существуют доказательства того, что и при очень сложных обстоятельствах можно работать иначе. Как это делает, например, Третья программа радио («Радиомузы»), передачи которой, несмотря на все экономические и административные трудности, сохраняют достойный уровень художественного качества.

Трудно сегодня назвать телевизионный жанр, который бы удовлетворял зрителей. Не являются исключением и популярные ток-шоу. Может, из-за того, что к экранам нас притягивают не сюжеты, не партийная или коммерческая ориентация студий, а тем более не компьютерная графика или слишком громкая электронная музыка. Главными всегда остаются яркая личность и конфликт взглядов, идей. А при отсутствии оных режиссеры, редакторы, оформители, костюмеры могут не суетиться — король останется голым, серым, никому не интересным.

Роль личности особенно остро проявляется в интервью. Поскольку экран хорошо «просвечивает» не только гостя, но и ведущего. Если у последнего всегда и везде на первом месте собственное «Я», то оно никогда не отступит на периферию экрана. С кем бы журналист ни разговаривал — даже с Вселенским патриархом! Бывает, например, так (студия НАРТ). Мы слышим голос где-то за кадром — это гость ТВ, известный политик или ученый, добросовестно отвечает на вопросы. В кадре же находится ведущий. Он удобно, словно у себя дома, развалился в кресле и снисходительно слушает. Как скучно ведущему, как нетерпеливо он ожидает паузы, чтобы включиться и начать, не торопясь, излагать свои мысли! Мысли, кстати, очень давно известные зрителям. А как часто мы видим, что ведущий вместо того, чтобы заинтересованно слушать гостя, тайком, как школьник со шпаргалки, считывает с бумажки свою следующую фразу? На экране в который раз оправдываются мудрые слова Александра Довженко: «Можно притвориться умным, справедливым, щедрым, сильным и даже добрым; нельзя, однако, притвориться интеллигентным».

Хорошую программу несколько месяцев назад начал показывать канал «Интер». На своих экранах мы имели честь видеть Неизвестного, Брэдбери, Шиффер и многих других известных личностей современности. Однако это было совсем не так интересно, как ожидалось. По крайней мере, мне. Из-за того, вероятно, что интервью — это диалог, в котором ведущий обязан так или иначе подниматься до уровня своего собеседника, а не просто задавать вопросы (это может делать голос из-за кадра). Не говоря уже о том, что диалог со старым маститым писателем — это один стиль разговора, а с молодой красивой женщиной — совсем другой. Здесь просто невежливо не сделать комплимент, не показать, хотя бы даже без слов, своего восторга. Иначе шоу будет недоставать игры, блеска, живого театра человеческих отношений.

Уж много сказано о «великой героине» независимого украинского ТВ, о так называемой «Верке Сердючке» (Простите!). Это шоу неизменно поражает просто-таки феноменальной вульгарностью, абсолютной безвкусицей. А еще культивирует у многих из нас комплекс неполноценности, заставляет постоянно спрашивать себя: «Вот это и все, на что мы способны в жанре юмора? Мы, веселый народ, который имеет такое чувство юмора, такую любовь к шутке?».

Сегодня наше ТВ — это поле битвы, где идут ожесточенные бои между правительством и ВР, между частным и государственным секторами, между депутатами, кандидатами, партиями, студиями и различными компаниями. Регулярно, как смена фаз Луны, кто-то из сильных мира сего (в тени или на солнце) начинает распределение-перераспределение телевизионного времени и пространства — информационного, рекламного, регионального, персонального. На ТВ чаще, чем где-либо, «летят» головы, парики, ведущие, программы, студии, мебель. Но после всех землетрясений неизменным и стабильным остается одно — качество телепередач. Об этом, совсем не прибыльном, факторе на ТВ не принято часто вспоминать. Может, потому что оно давно уже стало подразделением рекламных агентств? Зрители здесь лишние.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать