Как «бюджетную сказку» сделать былью
Видимо, не знает и сама «сказочница»Во всяком случае стало ясно: не обязательно знать, чем отличается суфицит от профицита, и на чем держится миф предложенного бездефицитного бюджета. Главное же вся страна и весь народ поняли: «гривня на панели инфляции», «раковая опухоль хронической задолженности регионов разрастается», а Юлия Тимошенко предлагает меры, повышающие «показатель гуманной ориентации бюджета» и «коэффициент региональной справедливости», в результате чего жизнь улучшится, вплоть до того, что, наконец, «мы увидим фонари на наших улицах».
Эмоционально-цветистый стиль доклада тем не менее оставлял безответными главные вопросы. Например, каким образом, не запуская печатный станок, увеличить дотации регионам в два раза.
Г-н Гаврилов из зеленых считает: все дело в том, что «до сих пор бюджет — это главное, на чем привыкли зарабатывать деньги в стране». По его мнению, эта психология живуча, и именно ею определяются подходы к формированию бюджета. Он согласен с точкой зрения, высказанной другим депутатом, — бизнесовые стандартные схемы, которыми разработчики бюджета оперировали в реальности, перенесены в этот виртуальный бюджет. А это уже — авантюра.
Нетрадиционные источники, которые «не заметило правительство», по мнению Виктора Пинзеника, существуют только на бумаге — она все стерпит. «Получить обещанные бюджетным комитетом доходы можно только за счет печатания денег, — отметил он. — В результате гиперинфляции мы получим еще больше, чем «гарантированные» Юлией Тимошенко 50 млрд. гривен, а по сути — меньше, чем планировалось в бюджете изначально». Бывший министр экономики В.Суслов уверен, что представленный проект бюджета — это политический проект, «содержащий смесь популистских деклараций и реального расчета».
Очевидно, что одним из показателей такого расчета являются не только игры с регионами, которым обещаны, с одной стороны, и вексельные, и денежные дотации, с другой — сохранение в местных бюджетах практически всех налоговых поступлений. Экс-вице-премьер В.Пинзеник полагает, что здесь раскручивается одна из моделей для некоторых частных структур, стремящихся заработать деньги. Видимо, поэтому новая региональная бюджетная политика была с воодушевлением встречена некоторыми представителями деловой элиты ВР. «Зеленый» Григорий Дашутин заявил, что «предложение Минфина опять сводится к централизации средств и их перераспределению по областям». По его словам, предложения бюджетного комитета могут стимулировать развитие региональной промышленности и позволят обойтись без лжедотаций.
Впрочем, если учесть, что парламент не смог преодолеть вето Президента на поправки к закону о бюджетной системе и, следовательно, оставил за главой государства незаконно присвоенное им право на секвестрование бюджета — бюджетный процесс превращается в бесполезную бюджетную возню. Селянин Сергей Довгань так и говорит: «Если мы отказываемся от своих конституционных «бюджетных» полномочий — зачем тогда вообще принимать бюджет? Это фикция».
Но один из важных определяющих моментов «протекания» бюджетного процесса — позиция спикера — г-ном Дашутиным охарактеризован так: «Прагматизм А.Ткаченко с каждым днем проявляется все больше и больше. Поэтому председатель парламента в вопросе принятия бюджета поступит как реалист и прагматик».
P.S. Пресс-конференция главы Комитета по вопросам бюджета была призвана убедить сомневающихся в реальности предложенного им проекта.
Признавая, что в случае принятия проекта бюджетного комитета парламент «вырывает из рук правительства рычаги влияния на регионы, распределения финансовых потоков и прочее», г-жа Тимошенко не считает, что это подтолкнет правительство к отставке. Действительно, у проправительственного лобби, которое, по уверению Ю.Тимошенко, будет сформировано в ВР для блокирования ее проекта, тоже есть веские аргументы. Оппоненты Юлии Владимировны считают, что заложенная в проекте Комитета по вопросам бюджета схема энерговекселей дает возможность ЕЭСУ через госбюджет погасить долги корпорации.
Выпуск газеты №:
№232, (1998)Section
Панорама «Дня»