Чудотворец блаженный Иоанн (Максимович)
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/19981016/4198-12_0.jpg)
Думая о чьей-то прошедшей жизни, всегда интересно знать не только подробности жизни и смерти (в православии вопрос о том, КАК человек умер, ставится иногда на первое место: благоразумный разбойник раскаялся и уверовал уже на кресте), но и ИЗ КАКОЙ СЕМЬИ ЧЕЛОВЕК, ИЗ КАКОГО РОДА.
Существуют роды-фамилии необыкновенные. Один из старейших украинских дворянских родов (основатель Максим Васильковский) — род Максимовичей. Самые известные лица из этого рода — святитель Иоанн, митрополит Тобольский и Сибирский (1651—1714), обративший в православие тысячи язычников, оставивший значительное литературное наследие, и ректор Киевского университета св. Владимира Михаил Александрович (1804—1873), просветитель Украины, в альманахе которого сотрудничали А. Пушкин, Е. Баратынский, А. Дельвиг.
Род Максимовичей дал ХХ веку одного из самых замечательных людей — святого Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Франциского (1896—1966 гг.).
Прославление его как святого в зарубежных православных церквах началось сразу же после его кончины. В Голландии житие было составлено уже в 1966 году. О нем существует целая литература на английском языке, включая службу. Он чтим в США, во Франции, в Латинской Америке...
Многие, знавшие его, иногда полуслучайно, и даже в среде католиков, не сомневались в его святости. Но и врагов у него было и осталось предостаточно, которые изрядно потрудились... По поводу этих людей американский православный писатель, иеромонах Серафим (Роуз) заметил: «Живая святость колет глаза».
Будущий архиепископ родился в селе Адамовка Харьковской губернии и крещен был в честь архангела Михаила. В 1914 году закончил Полтавскую военную школу. А в 1918-м (до прихода советов) юридический факультет Харьковского Императорского университета. В 1921 году в разгар братоубийственной гражданской войны его семья эмигрировала в Белград, где он в 1925 году закончил богословский факультет. В 1926-м митрополит Антоний постриг его в монахи. До 1934 года иеромонах Иоанн был сначала религиозным наставником в Сербской высшей школе, потом учителем и руководителем в семинарии. Уже в те молодые его годы не однажды о нем говорилось: «Если хотите видеть живого святого — идите к отцу Иоанну». В 1934 году его возвели в сан епископа, и он был назначен в Шанхайскую епархию.
В Шанхае ждал его большой недостроенный собор и полыхающий между юрисдикциями конфликт. В первую очередь он восстановил церковное единство. Его пастве, обездоленным беженцам из Союза, скоро открылось, что владыка — необыкновенный аскет: ел он раз в сутки, а на сон в постель не ложился вовсе. Владыка организовал несколько благотворительных обществ для беженцев и Сиротский дом, через который прошло 3500 беспризорных детей. Он почти ежедневно навещал больницы и тюрьмы, часто по ночам, бесстрашно ходил по Шанхаю и в комендантский час во время японской оккупации, что поражало.
Однажды его позвали причастить женщину, укушенную бешеной собакой. Женщина уже была поражена страшной болезнью. Во время причастия с ней случился припадок, изо рта пошла пена, она выплюнула Святые Дары... Святые Дары не могут быть выброшены. Епископ Иоанн, не задумываясь, все собрал и, к ужасу присутствовавших, потребил их... «Ничего не будет», — успокоил их владыка. — Это Святые Дары».
Почитателями владыки записаны и собраны многие десятки случаев его чудотворений. Причем и такого рода, когда при всем желании материалистически объяснить эти случаи и вовсе нельзя.
Он служил Литургии, кроме «исконных языков», на основных европейских языках, сербском, а в Шанхае и на китайском.
После победы Советского Союза над Германией в стане части эмиграции воцарилась эйфория. Изгнанники писали покаянные письма «вождю народов», поздравляли с победой, возвращались на родину. Кто-то прямо на виселицу, как атаман Семенов, кто-то под пулю, кто-то в лагерь. На владыку Иоанна оказывалось очень сильное давление, требовали, чтобы он перешел под юрисдикцию Московского Патриарха. А у самого Патриарха в то время не было возможности спасать и ближних... Владыке Иоанну грозили, пробовали отравить, потом издали указ об «отстранении», словно совершил он тяжкий грех. Но он-то присягал зарубежной Церкви. Да и не верил, вполне справедливо, советской власти. Ответил: «Я подчинюсь этому указу в том лишь случае, когда мне докажут Священным Писанием и законами любой страны, что клятвопреступление есть добродетель, а верность клятве есть тяжкий грех».
В Китае к власти пришли коммунисты. Ни одна из самых «демократических и гуманных» стран не захотела принять пять тысяч гонимых, паству архиепископа Шанхайского Иоанна... Если б не владыка Иоанн, сколько из них ушло бы в лагеря, сколько под пулю? Нет таких математиков, не сосчитать.
После непростых переговоров владыка приютил свою паству на Филиппинах, на острове Тубабао. Название — глазом сразу и не схватишь. А повторишь несколько раз вслух — сказочным покажется...
Пожалуй, многое может быть объяснено и с материалистических позиций. Ну, например, случайностью. Возможно, случайно 27 месяцев через Филиппинский остров не прогулялся ни один тайфун, хоть и расположен Тубабао на пути их сезонных маршрутов. А сезонов, как известно, в году несколько. Может быть, это и случайность. Но уж больно какая-то невероятная! А пять тысяч человек знали, что владыка Иоанн каждую ночь окроплял их поселок. Эти два года один лишь раз к острову приблизился тайфун, да и тот в последний момент как-то заполошно увернул в сторону. Но лишь перебрались беженцы — налетел тайфун, исчезли бараки...
Потом был Париж. Знать была озадачена: новый архиепископ ходил и служил босиком. На него пожаловались. Велено было носить обувь. И он стал носить. В руках. Услали в Брюссель. Потом — Сан-Франциско, где он построил-достроил свой очередной храм. В храме этом его усыпальница.
Факт нетления тела архиепископа Иоанна (стояла жаркая середина лета) был очевиден всем: и чиновникам похоронного бюро, и Совету супервайзеров, дававших разрешение на погребение в «неположенном месте». Разрешение дали единогласно.
По молитвам к владыке Иоанну чудеса свершаются. В свидетельствах о них есть и совсем современные, такие как спасение в самолете, у которого горели два двигателя, исцеление от СПИДа...
Говорят, пятикупольный собор, посвященный чудотворной иконе Божьей Матери «Всех скорбящих радости», виден из многих точек Сан-Франциско, виден с океана и с моста «Золотые ворота»... А теперь вот и с берега Днепра. На днях в одном недалеком от города Черкассы монастыре появилась икона блаженного Иоанна. Автор этих строк сам видел.
Выпуск газеты №:
№198, (1998)Section
Украина Incognita