Перейти к основному содержанию

«Корпорация имени М.С. Горбачева»,

на которой, словно на трех китах, пока что стоит Хмельницкий
25 сентября, 00:00

В составе корпорации 22 самостоятельных и самоокупающихся «завода», то есть рынки, где зарегистрированы 16 тысяч торговцев (население города — 260 тысяч человек). Остальные жители — это обслуживающая их сфера. Вон курсируют «басы» и частные иномарки, загруженные узлами, «кучмовозами», «кравчучками», состоящими из двух колес и ручки. Доставляют на работу и домой торговцев. Меж торговыми рядами только и слышно: «холодное пиво...», «минеральная водичка...», «бутербродики...», «хот-дог, горячий хот-дог...». Тут налоговики, детективы, мелкие воришки, рэкетиры, альфонсы, ростовщики, менялы, кидалы, покупатели, попрошайки, проститутки...

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Врачи лечат работников корпорации от стрессов, физической и психической перегрузки, гонореи, которую они неустанно везут отовсюду, от гастрита, стенокардии, гипертонии. Учителя, доценты, профессора учат их безнадзорных детей. Возле них неплохо живется адвокатам и служителям Фемиды, частным нотариусам, издателям газет и журналов (в которых кроссворды, чернуха, порнуха, анекдоты, объявления о купле-продаже), специалистам по евроремонту, владельцам автостоянок и бензоколонок, столоначальникам...

«До 15 процентов бюджета Хмельницкого — это местные налоги на сборы», — охотно сообщает «Дню» Петр Гнатюк, начальник служащих бюджетной сферы в областном центре.

Хмельницкий стоит на рынках так же, как когда-то земля стояла на трех китах. Этот город приобрел мировую славу, как ранее Шанхай или Стамбул. Здесь даже пикетчики, заявители, бунтовщики, нарушители спокойствия — в основном мелкие торговцы. Они тоже имеют горький опыт.

«С площади они туда (на рынки. — М.В.) пошли», — говорит городской голова Михаил Чекман. Он вспоминает те, уже далекие времена, когда с «Катиона», радиотехнического завода «Темп», обувной и трикотажной фабрик, «Цевы» — со всех заводских окраин областного центра шел и шел на главную площадь гегемон, который остался без работы и средств к существованию, требовал мэра в ответчики. А мэр даже не стал обещать, что опять запустит предприятия. Ибо это было не под силу ни ему, ни кому-либо другому в городе.

«Как раз накануне сюда, на наш рынок, проторили дорогу китайцы, турки, поляки. Они и научили наших торговать», — добавляет П. Гнатюк. В то время в других городах рынки закрыли, а здесь, в Хмельницком, словно «на пути варяг в греки», оставили.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ДЛЯ БУДУЩЕГО ЛЕТОПИСЦА

Будущий летописец когда-нибудь напишет, что на заре капитализма в провинциальном Хмельницком самым влиятельным человеком стал скромный директор рынка. Поскольку вскоре торговое место значительно выросло в цене. В память о том коротком периоде скромный директор выстроил себе дворец, которому пока нет равных в областном центре. Да и другие предприимчивые люди поняли, что организация торговых мест — это золотая жила, которую только разрабатывай, не ленись. Вложения небольшие, а отдача бешеная. Поэтому принялись за строительство корпорации имени М.С. Горбачева. Словно грибы после дождя, в городе начали появляться новые «заводы» различных форм собственности — кооперативные, коммунальные, частные.

Те, кто первыми заняли места в самом сердце рынка, тут преимущественно и стоят. Или, как здесь говорят, раскрутились достаточно и достойно, стали групповиками и теперь имеют свои сети реализаторов или погорели, как шведы под Полтавой. Рынки — это пространные истории счастливых взлетов, формирования так называемого среднего класса, а также олигархов местного масштаба. Рынки — это также и страшные истории трагических падений. Здесь ежедневно можно наблюдать счастливые и драматические сюжеты, достойные пера классика литературы. Бывшая соседка автора этих строк «... пошла в минус» и за одну-единственную ночь потеряла трехкомнатную квартиру. Молодая вдова, случайная попутчица в поезде, рассказала о своей достаточно характерной беде: «Он привез партию кожаных изделий, спроса не было, ростовщик поставил его на счетчик. Взял и наложил на себя руки. Оставил с двумя детьми и долгами...».

Вот еще одна беда, с которой пришла в корпункт «Дня» бывший контролер заводского ОТК: «Поехали группой в Турцию, закупили товар на пять-шесть тысяч долларов каждая, загрузили «бас». Да, наш, из Хмельницкого. Заплатили по двести долларов за каждый кубометр товара. Договор, естественно, не составляли — как-то водители с таможенниками договариваются. Вернулись домой, а автобус вместе с водителем будто в воду канул. Заявили в «органы». Нашли нашего обидчика, задержали, а автобус вместе с другим товаром арестовали. Контрабанда, говорят. Ждите, поясняют, решения суда. Что делать, если купили товар за одолженные деньги? Под четыре процента в месяц ростовщик одалживает...».

Из Польши товары также автобусами возят. Из Китая, Объединенных Арабских Эмиратов — железнодорожными вагонами, самолетами, морями...

С БАЗАРА?

У Николая Желиховского, директора одного из рынков, свои наблюдения: «Раньше пили за прилавками коньяк, шампанское, а теперь только кофе изредка пьют». Он говорит о прежнем и сегодняшнем достатке своих подопечных. На рынке в центре города какой-то заезжий владелец луна-парка установил аттракционы, развлекал определенный слой подрастающего поколения. Тех, чьи родители еще имеют какую-то выручку. Так дирекция рынка пытается спасти финансовое положение — падает спрос на торговые места.

Эпоха двойных и тройных «подъемов» миновала и уже никогда не вернется. Если до недавнего времени в Хмельницкий приезжали за товаром из близких и дальних городов, то сейчас уже не едут — сами нашли дорогу к «олигархам»-групповикам, в богатые товарами страны.

«Взял под реализацию, стоял неделю, ничего не выстоял. Принес эти бумаги в налоговую. Не знаю, что дальше будет», — говорит мой давний знакомый Николай (фамилию по этическим соображениям не называю). Его рабочая юность прошла на заводе «Темп» в цехе товаров ширпотреба. Последние два года ходил на завод, «свою гордость», за «спасибо». До тех пор, пока не решился «сделать, как все». Но не судьба. Под солнцем рынка уже давно все места заняты. До сих пор не вступил в брак из-за своего неопределенного положения...

ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ

«Поднял на пятьдесят процентов цену на свой товар. Потому что доллар подскочил. А там, в Турции, за нашу отечественную валюту не продают ковры», — говорит скучающий продавец. Мол, не отдаст по старой цене, чтобы в накладе не остаться. А он стоит здесь под палящим солнцем или холодным дождем, чтобы какую-то выручку иметь. И еще: за место ежемесячно заплати, за патент — тоже заплати, тот и этот ходят, требуют, чтобы «дал по-хорошему». Что же давать, если у тех покупателей покупательская способность упала, а у этих, у которых еще «стоит», ковров навалом?..

Всегда так не будет, как было и для кое-кого еще есть. Когда напряжение оживленных торгов начало спадать, торговцы от нечего делать осмотрелись вокруг. Увидели, что стоят со своим товаром на рынке по колено в грязи, но рыночное начальство не желает заботиться об условиях труда, организации рабочих мест. На другом рынке обнаружили, что владелец за аренду этих самых рабочих мест постоянно внедоговорные накрутки делает. Поэтому объединились мелкие предприниматели в ассоциацию «БОЖ». Пытаются таким образом чего-то добиться. К сожалению, не всегда успешно...

«Уже становятся нашими клиентами и те, кто не удержался в среднем классе», — говорит растерявшийся в сложившейся ситуации Филипп Крупа, директор городского центра занятости населения.

Ф. Крупа говорит, что там, на рынках, куда в свое время ушли тысячи людей с заводов и фабрик, уже не найдут себе мест 2432 рабочих, только что уволенных из «Новатора», «АДВИСа», завода «Пригма-пресс», фабрики «Взутекс». Он не знает также, что будут делать сегодняшние выпускники профтехучилищ, технологического университета, педучилища...

«Из 16 тысяч зарегистрированных торговцев 9 тысяч не отчитались еще за июль. Конечно, не от хорошей жизни», — отмечают в городской налоговой администрации.

Ослабела сила тех трех китов, на которых еще держится Хмельницкий. Эту беду ощущают даже чиновники горисполкома, служители Гиппократа, у которых начались «задержки» с зарплатами. Факт, что даже на нагретых рыночных местах смогут удержаться далеко не все. Что же будет, когда этот поток хлынет «назад», на площадь?

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать