К чему приведет реставрация «по-стахановски»?
Отстраивая древние храмы, Украина разрушает духовностьСравнивая их с восстановлением Михайловского собора, рабочие говорят, что здесь работы намного больше, а времени маловато — к 2000 году поставлена задача соорудить собор! В соответствии с этим задаются и темпы строительных работ. Ночью здесь пока не работают, но к зиме надеются успеть сделать фундамент и выложить нижний ряд поверхности будущего собора. Неудивительно, что за ударными темпами «забыли» вовремя получить разрешение на восстановление собора в ЮНЕСКО, под надзором которой находится весь комплекс Киево-Печерской Лавры. Такая забывчивость может угрожать ни много ни мало, а выводом Лавры из разряда памятников, отнесенных ЮНЕСКО к разряду особо ценных. В столичной госадминистрации объясняют, что такое разрешение — простая формальность и соответствующий факс из штаб-квартиры этой организации вот-вот будет получен.
Между тем, за ударным строительством археологи не могут провести детальные исследования давних погребений на территории собора. Вырытые шурфы (углубление) через день-другой зарываются. Летом ученым удалось выкопать пять склепов, которые сейчас активно исследуются. Еще один склеп, давно известный археологам как семейный склеп князей Острожских, через несколько дней после открытия был засыпан песком. Возмущены подобными действиями и лаврские священники.
ДЕЙСТВИЯ «РЕКОНСТРУКТОРОВ» КОММЕНТИРУЮТ ЭКСПЕРТЫ-СПЕЦИАЛИСТЫ
Валентина Иршенко, исполнительный директор Всеукраинского фонда восстановления выдающихся памятников им. Олеся Гончара:
— Нас очень тревожит аврал на восстановлении Успенского собора. Когда в 80-е годы начали бурение под восстановление — пошли трещины в соседних домах и сдвиги. А сейчас, не обращая внимания на обеспокоенность ЮНЕСКО, Киевгорадминистрация начала реконструкцию.
Когда-то под Успенским собором делали захоронение святых — теперь их забирают, оставляя Лавру без духовного фундамента. На спешно проведенном конкурсе утвержден самый дорогой (в 150 млн. гривен) и наиболее варварский проект восстановления. Он предусматривает забивать под фундаменты бетонные, с металлической обшивкой, сваи, которые прошьют погребение насквозь. Господин Омельченко по этому случаю сказал «это не сваи, а гвоздики». К двухтысячелетию Рождества Христова нашей Лавры может и не быть — останется новостройка с гвоздиками. К тому же специалисты не уверены, что запланированные сваи выдержат массив собора, не нарушив гидрорежим. Проект еще не согласован и не утвержден, а строительство уже началось.
Владимир Ленченко, архитектор, члек Союза архитекторов Украины:
— Этот проект, поспешно принятый жюри из чиновников, а не специалистов, не учитывает сложности подземной ситуации лаврских холмов. Было отклонено предложение восстановить собор малыми темпами и малой техникой, чтобы дать возможность поработать ученым и архитекторам. Особенно в зонах погребений и взрыва, где очень непрочная почва. Обходя все совещательные органы, представители организаций, которым выгоден этот проект, спешно начали восстановление. Не считаясь с тем, что мы должны не только восстанавливать, но и сохранять. Восстановление превратили в «шабашничество», которое может привести к краху.
А ВОТ КОММЕНТАРИЙ ПРОСТЫХ КИЕВЛЯН
Ярослав Николаевич, участковый инспектор:
— Я склоняюсь к мнению одного американского политика: «Когда нечего есть, а строят такие соборы и такими темпами — это просто выкачивание денег и окончательная нищета народа». Хотя в глобальном понимании, на мой взгляд, — соборы должны спасать духовность и святость.
Таня, домохозяйка:
— Строить нужно, но не так, как Богородицу Пирогощу на Подоле или Михайловскую колокольню: внешне еще ничего, а внутри — не на что смотреть. В церкви должна быть красота, чтобы можно было говорить с Богом. Пусть будет дорого, но на века. Египтяне строили пирамиды долго, дорого и тяжело — и стоят они до сих пор. Если же эти храмы завалятся уже через несколько лет — я не удивлюсь. Многовато в этих зданиях политических амбиций и желаний скрыто.
Михаил, студент Политехнического института:
— Сомневаюсь, что это хорошее дело. Несвоевременно. И друзья мои, и однокурсники — однозначно против. Большие деньги куда-то уходят, а развития никакого. К тому же, я слышал, что вся Лавра может пострадать от такого строительства.
Нина, инвалид II группы:
— Спешить не нужно, а понемногу отстраивать — это дело хорошее. Рабочие места будут, это строительство многих спасет от безработицы. Наверное, если не спешить и с толком — было бы прекрасно, всем на радость.
Ради чего все это делается в таких темпах? Выламывать кусок каменной стены, чтобы ввезти на территорию заповедника башенный кран? Сбрасывать около монастырского сада терриконы мусора из разбитого фундамента? Укрывать слоем пыли фрески Трапезной? Вибрацией «создавать» новые трещины и сдвиги? Ради каких целей эта гонка, эта спешка? Ради «повышения уровня духовности»?
Диана КЛОЧКО, «День», Андрей ДАНИЛОВ
P.S. Вчера «Киевпроект» провел презентацию своего проекта собора. На вопрос «Дня»: «Как будет решаться проблема фундаментов Успенского собора?» Игорь Гордеев ответил: «Никакой проблемы не существует, с нашим проектом все согласны. Люди будут видеть собор, а не то, на чем он стоит.». Тем не менее, многие ученые категорически не согласны с темпами и методами восстановления. «День» возвратится к этой проблеме.
Выпуск газеты №:
№181, (1998)Section
Тайм-аут