Перейти к основному содержанию

Дипломатические измерения

Как готовят будущих профессионалов для МИД
03 марта, 19:46

Статус крупнейшего европейского государства обязывает Украину иметь специалистов, которые способны защищать ее национальные интересы на международной арене. Таким образом, наша дипломатия «обречена» отвечать высоким требованиям к профессиональному мастерству. Будучи, по своей сути, искусством и самостоятельной научной сферой одновременно, эта профессия имеет много общего с актерской, одновременно настоящий работник внешнеполитической службы должен быть аристократом, мудрым собеседником, человеком, который умеет и желает работать. Итак, каким образом к этому готовят будущих дипломатов в Украине, существует ли модель собственно украинской дипломатии и чьей помощи ждут работники внешнеполитических служб нашей страны за границей? На эти вопросы «Дню» ответил ректор Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Украины Борис ГУМЕНЮК.

— Каких стандартов придерживается Дипакадемия при подготовке будущих дипломатов? Какие дипломатические школы мира она берет в качестве образца и существует ли собственно украинский рецепт подготовки кадров для МИД и заграничных служб Украины в других государствах?

— Существует два измерения подготовки и обучения в нашей академии. Есть национальное измерение стандартизации. Академия является профильным специализированным высшим учебным заведением Министерства иностранных дел, но в то же время она находится в правовом поле Министерства образования. Как вуз, мы не находимся вне образовательных и нормотворческих процессов Украины. В этом плане мы полностью стандартизованы, имеем IV уровень аккредитации. Безусловно, есть другое, вненациональное измерение стандарта. Несмотря на национальные различия, скажем, Франции, Китая, Соединенных Штатов, профессия дипломата носит универсальный характер, это человек, который отвечает квалификационным требованиям, которые выдвигаются к его профессии. Сюда относится знание иностранных языков, хорошая ориентация в таких базовых сферах, как международное право, международные отношения, вопросы мировых экономических проблем. Чем отличается украинский журналист от американского? Почти ничем. Там нужно писать и быстро бегать за новостями, и в Украине так же. То же можно сказать и о дипломатах. Следует также сказать, что есть передовые страны с точки зрения подготовки дипломатических кадров. Это страны Евросоюза, Северная Америка — США и Канада, также Япония. Мы пытаемся перенять их опыт. Что-то нам удается, ведь мы не находимся в замкнутом пространстве, у нас есть реальные проекты по сотрудничеству, уже шестой год довольно эффективно осуществляется украинско-канадский проект. В мире признано, что канадская дипломатическая служба является образцовой по эффективности, по коэффициенту полезного действия, по умению защищать национальные интересы. Поэтому мы ориентируемся на канадский образец и на канадскую помощь. Создав более десяти лет назад Дипломатическую академию, мы не пытались выдумывать велосипед, а воспользовались мировым передовым опытом. Я думаю, нам удалось синтезировать оптимальную украинскую модель подготовки дипломатов, учитывая наши финансовые возможности.

— Каким образом Дипломатическая академия готовит будущих дипломатов к тому, чтобы они пропагандировали Украину на международной арене? Какие в вашем учебном заведении видят возможности относительно того, чтобы повышать украинскую конкурентоспособность в международных отношениях?

— В процессе формирования имиджа Украины дипломатам должно помогать все государство. Если иногда у нас есть проблемы с имиджем, то в этом виновата не дипломатия. Потому, что именно работники внешнеполитических ведомств самые удачные и умелые исполнители роли пропагандирования Украины в мире. Они доносят к собеседнику то лучшее, что есть в государстве. Но что дипломатам делать, если в украинской реальной жизни происходят процессы, которые не являются привлекательными для иностранного туриста или партнера? Я, как посол, был на Кипре. Везде, в журналистской среде, в бизнес- среде, в университетах, на приемах я пытался рассказывать, насколько привлекательна и интересна Украина. И все это иногда сводилось на нет. Например, однажды после выступления перед кипрской аудиторией один человек поставил мне язвительный вопрос: «Вы пробовали проехать через Борисполь не как посол, а как простой гражданин?» А потом начал рассказывать, как приезжал в Украину, как его оскорбляли таможенники. С этого начинается имидж. Если же в стране отсутствует система адекватного культурного обслуживания иностранцев, то все усилия дипломатов могут быть сведены на нет. Конечно, неотъемлемой составляющей работы дипломата является долг распространять положительную информацию о государстве. Вообще, чтобы приносить пользу для своего государства, надо быть профессионалом.

— Имеет ли Дипломатическая академия пробелы в подготовке послов к определенным регионам мира? В частности, достаточным ли является уровень подготовки специалистов, которые специализируются, например, на Ближнем востоке или в азиатском регионе?

— Это проблема так называемых редких языков, к которым относятся китайский, арабский, японский. Но мы и не ставим перед собой задачу в течение двух лет изучить восточный язык. Мировая практика показала, что на изучение восточного языка необходимо пять лет стационарного обучения, т.е. нужен университет, плюс заграничная стажировка, чтобы подготовить специалиста высокого уровня. Если посмотреть на правила приема в Дипломатическую академию, то там указано, что сюда принимаются люди, которые владеют, как минимум, одним иностранным языком. Если человек пришел с нулевым знанием китайского языка, то изучить его за два года просто нереально.

— Назовите выпускников, которыми гордится Дипломатическая академия.

— В свое время в Дипломатическую академию пришел человек, который никогда не работал на дипломатической работе. Это была Анна Кормадонова, она закончила академию, потом работала в МИД. Сейчас она генеральный консул в Шанхае. Это пример, как человек настойчивый идет к своей цели. Могу назвать Игоря Логинова, посла Украины в Иране, он профессиональный дипломат; Ростислава Проненко, посла Украины в Португалии. Также наши выпускники работают генеральными консулами во Владивостоке (Российская Федерация), в Бразилии. Не могу не вспомнить Василия Кирилича, представителя МИД, он также выпускник Дипломатической академии, до нее он не имел никакого отношения к дипломатии. Сначала работал учителем, а через два года в Дипакадемии смог не только получить диплом магистра, но еще и защитить кандидатскую диссертацию. Как вы видите, особенно я горжусь теми жизненными примерами, когда человек не работал в Министерстве иностранных дел, не заканчивал факультеты международных отношений, а приходил в академию и становился карьерным дипломатом.

— Говоря о выпускниках, нельзя обойти вниманием тех, кто их готовит. Поэтому кто именно «закаляет» будущих украинских дипломатов?

— Мы обречены на успех, потому что у нас блестящий профессорский состав. У нас подобрался прекрасный ансамбль исполнителей. У нас преподают экс-министры иностранных дел, такие как Геннадий Удовенко, Анатолий Зленко, чрезвычайные и полномочные послы, которые в свое время создавали и разрабатывали двусторонние направления. Это Борис Корнеенко, первый посол Украины в Греции, Виктор Нагайчук, посол Украины в Египте и Иордании, Иван Майдан, экс-посол Украины в Иране, он открывал иранско-украинские отношения, также профессор Юрий Кочубей, первый посол Украины во Франции. Это такой конгломерат дипломатов, которые одновременно являются теоретиками и практиками.

— С какими дипломатическими школами мира ваша академия поддерживает особенно тесные отношения?

— Особенно тесные отношения у нашей академии сложились с эстонской, канадской, немецкой, российской, хорватской, венской, лондонской, греческой школами подготовки дипломатов. В целом мы заключили около 30 соглашений о сотрудничестве. Кроме того, наши слушатели выезжают в зарубежные дипломатические школы по программам обмена. В частности, у нас существует трехстороннее украинско-эстонско-шведское соглашение, также украинско-венгерское соглашение. В их рамках наши слушатели выезжают учиться на повышение своей квалификации в дипломатическую школу в Таллинн, в школу безопасности в Сегоде в Венгрии и тому подобное.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать