Грядет еще одна региональная война
В зоне конфликтов, простирающейся от Сирии до Афганистана, зреет еще одна война. Речь идет о Нагорном Карабахе. Новой внешнеполитической команде президента Обамы придется заниматься этим вопросом, хочет она того или нет.
Двадцать лет назад государства, которые обрели независимость, — Армения и Азербайджан, вели между собой ожесточенную войну за этот уединенный район, состоящий из гор и долин. Армения в этой войне победила, но мир не был достигнут. Подписанный в 1994 году хрупкий договор о прекращении огня является единственным осязаемым достижением дипломатии.
С тех пор Вашингтон, Москва и Париж прилагают посреднические усилия в попытке найти решение проблемы. Несмотря на все старания трех государств, включая инициативы их президентов, стороны в этом конфликте переговоры не ведут и вести не хотят. Такой тупик в последние годы ведет к опасной эскалации спора, превращая ситуацию из послевоенной в предвоенную.
Налицо мощная гонка вооружений, которую ведет Азербайджан, пользуясь своими доходами от продажи нефти и газа, и Армения, получающая поддержку от России. Азербайджан приобретает явное преимущество в военной технике и огневой мощи, однако преимущества имеет и Армения: она владеет местностью и боевыми навыками. У Азербайджана есть покровитель в лице Турции, которая считает, что у нее перед Баку есть братские обязательства. Однако у Армении есть основанный на договоре военный альянс и историческое партнерство с Россией.
Новая война, скорее всего, станет пирровой для обеих сторон и затмит собой первую войну по масштабам и разрушительной мощи. Первый конфликт ограничивался территорией Карабаха и его окрестностей, и в нем в основном участвовала пехота. В новой войне Армения и Азербайджан сойдутся друг с другом напрямую, имея гораздо более мощные военные арсеналы. Стороны осуществляют оперативное планирование, исходя именно из этого, и грозят нанесением ударов по объектам гражданской инфраструктуры, например по трубопроводам. Серьезные нарушения договора о прекращении огня в последнее время происходят вдоль всей линии совместной границы двух стран, а не только вокруг Карабаха.
Международные посреднические усилия предусматривают сложный механизм урегулирования, но в его окончательном варианте это будет обмен земли на мир. В прежние годы дипломаты и политики в Баку и Ереване в частном порядке признавали, что урегулирование должно включать уход Армении с равнин к востоку и югу от Карабаха, а Азербайджан должен признать, что Карабах — армянский, и обеспечить ему коридор с Арменией в западном направлении. Сегодня концепция «земля в обмен на мир» по сути дела мертва, и ее не признает ни одна из сторон. Армения требует «всесторонней безопасности» на захваченных землях вокруг Карабаха, а Азербайджан считает, что новые вооружения и поддержка со стороны Турции помогут ему восстановить контроль над Карабахом в полной мере, как это было в советские времена...
Американские дипломаты стараются быть беспристрастными по отношению к Армении и Азербайджану, однако степень влияния США на этот конфликт, откровенно говоря, недостаточна. Следовательно, Вашингтон должен подталкивать Турцию к проявлению большей активности и приветствовать сотрудничество России и Турции в качестве миротворцев на Кавказе.
The National Interest, 31 января2013 г., переводИноСМИ.ru
Выпуск газеты №:
№20, (2013)Section
Мировые дискуссии