Перейти к основному содержанию

О тех, кто победил СССР, преодолев страх

Вышло в свет дополненное переиздание воспоминаний Евгена Грицяка о Норильском восстании
28 марта, 15:48

Недавно издательство «Смолоскип» переиздало «Короткий запис спогадыв» Евгена Грицяка о Норильском восстании 1953-го года. Какое значение имел протест заключенных лагерей ГУЛАГа в Норильске для разрушения советской системы, и какую роль сыграл в этом восстании порабощенных людей за свои права и человеческое достоинство Евген Грицяк, «День» писал не раз. Еще больше расскажет читателю сама книга. Ведь это — исчерпывающая хроника тех событий.

К слову, в мае исполняется 60 лет со времени Норильского восстания. Без преувеличения эта дата заслуживает внимания украинского общества. Впрочем, займет ли этот своеобразный юбилей соответствующее место в информационном пространстве страны? Вряд ли. Тем более книга, изданная «Смолоскипом» является своего рода компенсацией за предсказуемую молчанку СМИ.

В 1953—1954 годах большевистскую карательную систему ГУЛАГ всколыхнули три массовых восстания политических заключенных. Первым и самым могучим, а также наиболее продолжительным во времени было именно Норильске восстание. Из всех лагерных восстаний это было единственным без применения оружия. В те времена это был чуть ли не единственный случай, когда кто-то отстаивал достоинство и человеческие права, а пулеметы молчали.

«Перед нами тот случай, когда автор книги не мог остаться живым. Возглавить восстание заключенных сталинского концлагеря означало последний этап, — пишет в предисловии к книге другой, не менее выдающийся политзаключенный Евген СВЕРСТЮК. — Играть в жизни свою последнюю роль. С таким осознанием можно было уже не думать о сохранении жизни, а только об умном ведении дела так, чтобы тебе поверили пять тысяч человек, чье достоинство ты защищаешь».

Впервые «Короткий запис спогадів» был издан в 1980-ом году в США, также издательством «Смолоскип» в эмиграции. Писать их Евген Степанович начал в 1978-м году — в двадцать пятую годовщину восстания. Подтолкнул его к этому знакомый со времен заключения, священник Украинской Греко-католической Церкви Зиновий Карась. А передать материал на запад помог Панас Залываха.

«В 1978 году, то есть в 25-ту годовщину восстания, я сделал «Короткий запис спогадів» (для себя самого), чтобы зафиксировать на бумаге все, что сохранилось в памяти с тех бурных дней. Но вскоре надо мной нависла угроза со стороны КГБ — быть посаженым в психиатрическую больницу. Поэтому я решил передать свои записки для сохранения на запад, где они не только сохранились, но и с легкой руки Осипа Зинкевича, директора издательства «Смолоскип» были изданы отдельной книгой», — пишет Евген Грицяк в авторском предисловии.

Впоследствии «Короткий запис спогадів» переиздавался в независимой Украине, в последний раз — в 2010-м году снятынским издательством «ПрутПринт». Но новое переиздание, осуществленное «Смолоскипом», в значительной степени дополнено. В «Короткому записі спогадів» впервые появляется вторая часть «Після повстання» — не менее интересная, чем первая. Ведь за первым освобождением Евген Грицяка следовало повторное заключение, новые лагеря, изучение английского, знакомство с йогой, которое вывело его на поле ненасильственной борьбы. В конечном итоге, в книге хорошо передана та неблагоприятная атмосфера, в которой оказывались политзаключенные, которые возвращались на волю, и схема поведения представителей КГБ, которое преследовало их за пределами лагерей. За право на жизнь нужно было бороться и в лагере, и вне его. Именно поэтому в 1981 году Евген Степанович, преследуемый КГБ, был вынужден написать Брежневу «Открытое письмо по поводу нашего равноправия». Такого шага от него не ожидали. «Евген Грыцяк написал о коммунистической системе свое свидетельство и вывел его на поле ненасильственной борьбы. А на этом поле насилие всегда проигрывает», — так охарактеризовал это письмо Евген Сверстюк.

«Открытое письмо по поводу нашего равноправия» полностью напечатано в переизданной «Смолоскипом» книге. Также сюда включены заявление на разрешение на эмиграцию, обращение к Леониду Брежневу и Индире Ганди с просьбой обеспечить право на выезд, такое же обращение в Комитет содействия выполнению Хельсинских соглашений, а также фотоматериалы.

Воспоминания Евгена Грицяка — это свидетельства о событиях, которые, несмотря на свою значимость, до сих пор не нашли для себя место в учебниках по истории. Впрочем, изложенные лидером восстания в его правдивой и понятной манере рассказывать, они легко находят путь к любознательному читателю.

Мы не могли не воспользоваться выходом книги как поводом, чтобы задать Евгену ГРИЦЯКУ несколько вопросов.

— Сегодня авторитарные режимы на постсоветском пространстве приобретают угрожающие форм. Тем больший смысл приобретает 60-летие Норильского восстания. Как по-вашему, что сегодня чрезвычайно важно помнить о той борьбе и ее участниках?

— Нужно помнить, что им удалось прекратить бояться. Вся советская система была построена на страхе. Люди боялись друг друга, а больше всего — грозного ЧК. Казалось, что это — непреодолимая сила — так она была жестока, бесчеловечна. А мы преодолели тот страх. И это — самое важное. А после нас уже перестало бояться население. Когда мы плыли пароходом «Мария Ульянова» из Норильска во Владимирскую тюрьму, на пристанях к нам на лодках подплывали рыбалки и расспрашивали о восстании, поддерживали нас. После этого в Советском Союзе начались протестные движения: выступление трудящихся в Новочеркасске в 1962-м году, шестидесятники, Хельсинский союз. Эти протестные движения в СССР остановить не удалось. Как метко сказала Марта Кравери, аспирантка Флорентийского университета, Норильск стал началом конца советской системы. Он показал, что с ней можно бороться.

— А чего не хватает сегодня политикам, рядовым гражданам, чтобы отстаивать Украину?

— У нас очень низкое национальное самосознание. Мы можем сами себя называть хохлами или вообще не видеть никакой разницы между хохлом и украинцем. Мы должны осознать, что мы нация, которая имеет право на полноценное существование рядом со всеми другими нациями и народами.

— Вы отстаиваете метод ненасильственной борьбы. Остается ли такая борьба эффективной сегодня?

— Она остается даже более эффективной, чем вооруженная борьба. Что мы — узники ГУЛАГа могли противопоставить репрессивной системе Советского Союза, когда находились за колючей проволокой под пристальным присмотром конвоя? Какое оружие? В 5-й зоне Норильского лагеря заключенные начали защищаться от офицеров, наступавших лавой, бросая в них камни. Офицеры удрали, но потом 5-ю зону первой расстреляли. Пассивная сила более действенна, потому что она не раздражает противника, не будит в нем еще худшее зло. Она дает моральную победу. Даже если те, кто злу противопоставляет ненасильственный протест, погибают, они все равно получают моральную победу над противником.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать