«Крошки — это слезы резаного хлеба»
Автор этой фразы — гениальный французский писатель и драматург Эрик-Эмманюэль Шмитт
На прошлой неделе Э.-Э. Шмит побывал в Киевском академическом Молодом театре и посмотрел свою пьесу «Маленькие супружеские преступления» в постановке театра «Розо» — этот спектакль вошел в театральную часть программы юбилейной «Французской весны в Украине». До этого я видел его во дворике директорского комплекса Авиньонского фестиваля во время встречи с поклонниками-театралами. Мне было очень весело. Не понимая языка, я радовался одобрительному смеху аудитории, которым заканчивались его краткие ответы на пространные вопросы. Увидеть человека, который творит театр на представлении, среди публики — значит много о нем узнать.
Актрисы стараются быть стильными и праздничными; режиссеры одеждой, шлейфом напряженного дня демонстрируют обыденно-рабочее отношение к торжественному акту искусства; актеры вибрируют между двумя названными моделями поведения; сценографы замечают, оценивают и, кажется, обрамляют для собственной галереи все и всех.
Драматург Шмитт, пока меня представляли, пытался отгадать, кто же перед ним? Он по-детски обрадовался подаренному пейзажу украинского села и, мне показалось, был несколько удивлен тем, что за мной не образовалась очередь, чтобы взять автографы. Не узнать его действительно невозможно, если хоть раз видел даже на газетной фотографии.
Однако представить себе, что спортивный человек среднего возраста с удалой моторикой, в простой и дорогой белой рубашке, взвешенно (модном пиджаке и жилете по мольеровской моде), празднично-деловой и не нарочито радостный является фигурой планетарного масштаба и без всякой помпы так запросто среди нас — было непросто.
После спектакля драматургу вручили высшую награду Министерства культуры Украины. В благодарственном слове он попросил не засыпать его похвалами и комплиментами, опасаясь, что начнет в них верить. Идентификация личности героя состоялась...
Пьеса и спектакль всегда не одно и то же. Для зрителя история начинается с возвращения семейной пары из больницы, где муж (Манюэль Олинжер) приходил в себя после травмы головы, из-за которой потерял память. Жена реабилитирует его воспоминаниями о том, каким замечательным человеком он был, подтверждает цитатами из написанных им книг образ мудреца, семьянина, идеального члена семьи. Жиль отказывается от себя такого в прошлом и будущем, так как уверен, что идеального мужчину невозможно любить.
Дискуссия о понимании любви выявляет далеко не философский конфликт между супружеской парой сорокалетних людей, которые за 15 лет совместной жизни исчерпали запас понимания и буквально раскрошили свой свадебный каравай. Магия цифры «40» напоминает и о народе Моисея, и о сорокадневном плаче Христа и карты «Таро», в которых старший Аркан «Смерть» имеет именно такое цифровое значение.
Постепенно становится ясно, что мужчина не начинает вспоминать прошлое, а просто играет в беспамятство. Остается воспроизвести сам момент травмы. Лиза (Мари Брош) утверждает, что вынуждена была успокоить бесконтрольный приступ жестокости мужа ударом статуэтки по голове. Он доказательно напоминает, что, тихо подойдя сзади, именно она умышленно нанесла жестокий удар. Обвал исповедей и обвинений вдруг обнажает не любовь, а обоюдную страсть, которая в действительности не потерялась, а запылилась многочисленными недоразумениями. Болезненное очищение возвращает любовь.
Для режиссера все начинается с так называемого исходного события. Режиссеры Мари-Франсуаза и Жан-Клод Брош трактуют его с оценкой: «хорошо, что не убила». Польский режиссер — Кшиштоф Занусси в спектакле Национального академического драматического театра им. И. Франко, в котором главные роли исполняют Ирина Дорошенко и Алексей Богданович (в той самой попытке убийства) придает трагическое содержание: «Лучше умереть, чем так жить!» Оба спектакля исследуют мотивы преступления, но с разной температурой чувств, амплитудой эмоций и степенью иронии.
Сравнение трактовок текста напоминает упражнение по физиогномике. На разделенную по осевой личную фотографию перпендикулярно ставят зеркало. Половина фотографии и ее отражение в зеркале представляют вам одно лицо, а перевернув зеркало, вы увидите еще одно, и тоже незнакомое... Сравните их и составьте мнение о себе, а затем то же самое повторите воображаемым глазом хорошо знакомого человека.
Кроме «Маленьких супружеских преступлений», Эрик-Эмманюэль Шмитт остался очень доволен спектаклем Львовского национального академического украинского драматического театра им. М. Заньковецкой «Загадочные вариации» (режиссер Вадим Сикорский, а главные роли исполняют Богдан Козак и Олег Стефанов).
Признание драматурга: «Я чувствую себя славянским автором», — приобрело толкование как симпатия к большей открытости или, как говорил Захер-Мазох, «извечной наивности славян».
Французский спектакль представил иную природу чувств. Высокое мастерство исполнителей и постановщиков благодаря глубокому и не демонстративному психологизму доказало ее самоценность. Так же ли играла бы сегодня гениальная Адриена Лекуврер, память о которой живет третье столетие? Звезда и сосьетер (с французского societaire, от societe — общество) «Комеди Франсез» остается легендарной исполнительницей ролей Андромахи, Федры, Антигоны... В личной жизни у нее были близкие отношения с выдающимися личностями своего времени, знаменитостями и аристократами. Но однажды она собрала все их драгоценные подарки, выручила за них свыше сорока тысяч ливров и подарила горячо любимому Морису Саксонскому, который их быстро потратил на борьбу за престол. Денег не хватило, и граф стал любовником герцогини Бульонской. Треугольник развязался отравлением актрисы, принесенными в антракте цветами и конфетами. Она умерла на руках Вольтера, в пьесе которого играла в тот вечер...
По моему убеждению, пьесы Эрика-Эммануэля Шмитта предоставляют уникальную возможность создавать незабываемые образы, представлять высоту чувств и глубину размышлений. Предлагаю киевлянам убедиться в этом на спектаклях по его произведениям «Оскар-Богу» в Киевской академической мастерской театрального искусства «Сузір’я» (постановка идет с 2006 года), «Распутник» в Новом театре на Печерске (играют с 2009 года), «Загадочные вариации» в Киевском академическом Молодом театре (премьера состоится в мае).
Выпуск газеты №:
№67, (2013)Section
Культура