Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Кобылянская и современники

Василий ВИТЕР: «Писательница своим творчеством опровергает мнение о том, что классика нами уже прочитана»
16 апреля, 18:04
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО СТУДИЕЙ "ВІАТЕЛ"

Вечером 18 апреля Красный зал Дома кино заполонит мир Ольги Кобылянской и ее не менее талантливых современников. Мир изысканного украинства. В 18.30 студия «ВИАТЕЛ» представит фильм Valse Brillante. Детальнее о самом фильме читайте в выпуске «Дня» за 12 апреля. А сейчас предлагаем читателям беседу с режиссером фильма Василием ВИТРОМ — о том, почему он считает Ольгу Кобылянскую абсолютно современной писательницей и почему после работы над фильмом о «Богдане Хмельницком» этот материал оказался для него едва ли не самым сложным.

— Кобылянская на уровне массового сознания сейчас не относится к культовым личностям в украинской литературе. Фактически она, как и многие другие сильные, но не раскрученные писатели, современниками еще не раскрыта. Чем, на ваш взгляд, Кобылянская могла бы заинтересовать сегодня?

— Я не совсем согласен с тем, что Ольга Кобылянская — не раскрытая писательница. В разные времена она была довольно известной. В частности, в свою эпоху, будучи современницей Ивана Франко, Леси Украинки, Михайла Коцюбинского, Кобылянская была довольно популярной, и не только на территории Украины, но и в России и Европе. Вторая волна ее популярности приходится на советское время, в частности, на период так называемой аннексии украинских земель к УССР. Как ни странно, именно в советский период, в 1920-е годы, вышло 9-томное — самое большое — собрание ее сочинений.

В 1954 году на киностудии Александра Довженко был создан фильм по повести Ольги Кобылянской «Земля». К сожалению, в Украине нет ни одной копии этого фильма, она хранится под Москвой в Госфильмофонде РФ.

Третья волна популярности Ольги Кобылянской пришлась на конец 1980-х — начало 1990-х годов. Тогда были снятые фильмы «Царевна», «Природа». То есть в каждом времени она находила для себя адекватную нишу, которой соответствовали те или иные ее произведения. А это означает лишь одно: Кобылянская — очень глубокая и тематически разноплановая писательница.

— Все же какие идеи, озвученные в произведениях Ольги Кобылянской, наиболее актуальны, на ваш взгляд, именно сегодня?

— Немало. Например, тема места женщины в обществе, интеллигенции в обществе, наконец, места женщины-интеллигентки в обществе. В свое время Ольга Кобылянская вместе с Лесей Украинкой активно поднимали тему защиты прав женщин (можно лишь представить, какое положение в конце ХІХ — начале ХХ века занимала женщина). Эта тема звучит во многих произведениях писательницы. Если углубиться в тему защиты прав женщин в изложении Кобылянской, то видишь, что здесь даже в наше время непочатый край работы.

Другой аспект: Кобылянская воспитывалась на стыке украинской, немецкой и польской культур (ее мать была польско-немецкого рода, отец — украинец), свои первые произведения она написала на немецком языке. Наконец, писательница жила на Буковине в среде, где сосуществовали поляки, украинцы, румыны, немцы, евреи. Этот ее опыт тоже актуален в наше время, то есть умение жить в поликультурной среде и в то же время идентифицировать себя в качестве украинца не как дань моде, а благодаря пониманию, что ты являешься частью великой нации.

Откровенно говоря, если бы какой-то народ имел лишь одну такую писательницу, как Ольга Кобылянская, то мог бы гордиться тем, что останется в истории навсегда. Впрочем, внимание к творчеству писательницы на уровне массового сознания действительно недостаточное.

— Читая небольшие материалы о Кобылянской, создается впечатление, что это была упрямая, несколько мистическая женщина. Вам как режиссеру сложно было снимать ее историю?

— Чрезвычайно сложно, особенно на первом этапе. Автором идеи пять лет назад была ведущая сериала «Гра долі» Наталия Сопит. И когда мы наконец взялись за реализацию этой идеи, то пришлось, скажем, опять начать изучать жизнь и творчество Кобылянской, ее связи со многими людьми того времени. Возможно, после Богдана Хмельницкого это для меня был самый сложный материал. Потому что пришлось углубиться не только в творчество писательницы, но и в жизнь современников, с которыми она поддерживала длужеские отношения. Это Осип Маковей, Леся Украинка, Василь Стефаник. Приходилось буквально по дню восстанавливать некоторые события по ее письмам. Нам сегодня довольно сложно ощутить ту эпоху, пережить разные настроения писательницы и ее окружения, но если мы беремся за фильм и за определенное понимание или хотя бы приближение к пониманию Кобылянской, нам приходится и эти вещи открывать для себя и делать их доступными для зрителя.

— Вы как режиссер сериала «Гра долі» сняли уже более полусотни фильмов о разных представителях украинской культуры. Учитывая этот опыт, принесла ли робота над фильмом об Ольге Кобылянской что-то новое для вас?

— Безусловно. Во-первых, для меня творчество Кобылянской после работы над фильмом стало абсолютно по-новому прочитанным. Она открылась мне как писательница абсолютно современная. Я нашел очень интересный этап в ее творчестве — период Первой мировой войны, когда были написаны рассказы «Иуда», «Письмо осужденного воина к своей жене» и другие. Эти произведения звучат очень по-современному. Я прочитал их своим студентам на курсе режиссеров в университете им. Карпенко-Карого. Эти рассказы произвели на них просто невероятное впечатление. Все они в один голос говорили, что ничего подобного в современной литературе еще не читали. Должен вам сказать, что часть наших студентов — люди, получающие уже второе высшее образование. То есть это открытие не только для человека моего возраста, но и для людей молодых, идентифицирующих себя с нашим временем. Мы, к величайшему сожалению, очень часто увлекаемся современными вещами, которые, — если их сравнить с произведениями Ольги Кобылянской, — на порядок ниже по таланту, по драматургическому замыслу. Поэтому Кобылянская своим творчеством опровергает мнение о том, что классика уже прочитана — и ничего нового тут не найти.

— Когда три года назад вы представляли фильм «Богдан Хмельницкий», то говорили в интервью «Дню», что ощущаете тягу украинцев к собственному историческому кино. Как считаете, эта тенденция сохранилась?

— Скажем иначе: этот спрос был всегда. Сериал «Гра долі» — о людях, которых уже нет с нами, поэтому так или иначе мы перелистываем какие-то страницы истории. И следует отметить, что мы получаем много отзывов, обращений с вопросом, где можно посмотреть фильмы. То есть спрос на такого рода продукт сохраняется.

Хотя не совсем правильно определять наши фильмы как исторические. Мы создаем истории о людях на фоне их эпохи. Наши герои жилы в Украине. Не важно, какого они происхождения и вероисповедания, хотя, конечно, в основном это украинцы. Главное, что наши герои имеют отношение к Украине и много сделали для ее культуры. Убежден, что сегодня такие темы влекут зрителя к тому, что называют историческим кино.

— Будет ли продолжение сериала «Гра долі»?

— Мы снимаем фильмы на приватных началах, то есть сами ищем средства. В последнее время это стало очень сложно делать. Число меценатов уменьшается. К сожалению, это общая тенденция в Украине. Что касается режиссерского портфеля, то у нас более 20 сценариев можно отдавать в работу. Но все зависит от финансирования. Поэтому я не могу сказать, возьмемся ли мы в ближайшее время за фильмы о Стефанике или Грушевском, которые очень хотелось бы снять. Переговоры ведутся.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать