Живая память о Тарасе Шевченко
Рассказы, сохраненные потомками гения, содержат немало интересных деталей![](/sites/default/files/main/articles/07062013/13shevchenko2.jpg)
В газете «День» Богдан Максимович из Львова в статье «Как увидеть не «застекленного» Шевченко?» (№72-73 за 19-20 апреля, 2013 г.) акцентирует внимание на том, что при подготовке к Большому юбилею мы должны как можно больше узнать о нашем гении, углубляясь в его творчество и жизнь. Автор делает акцент на том, что познавать нашего Пророка нужно начинать с тяжелого детства Тараса.
Перечитывая в который раз Золотую книгу «Кобзар», я несколько лет назад поставил перед собой цель: глубже изучить творчество и жизненный путь Тараса Григорьевича Шевченко. И не только потому, что я потомок этого большого рода, меня также интересовали неизвестные страницы его жизни в детстве — у родной, по отцу, тети Александры Ивановны в селе Софиевка Черкасского района.
При изучении выяснилось, что часть семьи Т.Г. Шевченко в начале ХІX века переселилась на свободные земли нынешней Софиевки из села Моринцы Звенигородского района. Среди первых переселенцев были тетя Т.Г. Шевченко — Александра Ивановна, дядя — Остап Иванович; сыновья дяди, Иосифа Ивановича — Илько и Нестор. Угол, а затем село, где они проживали, стали называть Моринкой, поскольку прибывшие были из Моринцев. В конце ХІX века Моринка стала Софиевкой. Село назвали так в честь дочери княгини Браницкой, которой принадлежали земли и село в те времена. Как исследовали работники Шевченковского национального заповедника в Каневе, от поколения к поколению жители этого села передавали знание, что причиной переселения их предков из сел Моринцы и Кереливки в Софиевку было то, что помещик Энгельгард переселял семьи непокорных крестьян этих сел на те земли, где сегодня расположена Софиевка. Подтверждением этого являются общие для упомянутых сел фамилии — Шевченки, Маламужи, Олийныки, Боровики и тому подобное; семейные связи жителей упомянутых сел всегда были и ныне поддерживаются.
Бунтарский дух был присущ большой семье Шевченко с деда-прадеда. По преданию жителей этого села, поэт бывал в Софиевке неоднократно. Особенно запомнилось всем, когда после смерти мамы Тарас одно лето жил у тети Александры. Он, бывало, начнет рисовать ивы на внешней стене дома, а тетя давай ругать Тараса. А муж ей и говорит «Не ругай, старая, мальца. Ты посмотри, какой ему Господь в ручки дал дар».
Благодаря потомкам Тараса Григорьевича Шевченко дошли до нас еще и такие крупинки рассказов о проказах маленького Тараса во время его жизни в своих родных в Софиевке. Как пойдет, бывало, тетя Александра в церковь, то и Тарасика берет с собой. А через некоторое время люди уже и скажут, что Тарас с другими ребятами забрались на колокольню. Как услышит это тетя, то и руки опустит. Охает и умоляет Тараса, чтобы спустился.
А другой раз, бывало, Тарас во время ветра уцепится за крыло ветряка, который стоял недалеко от дома тети, и прокрутится на этом крыле раза три, а тетя уже и млеет от испуга, чтобы не разбился ее непоседа.
Храбрость, мужество, отчаянность были присущи с детства Тарасу. Физически, морально и патриотически его воспитывали как личная полусиротская жизнь, так и жизнь его родных и близких, которые кроме личного примера — тяжко работать, чтобы выжить, не могли дать образования талантливому подростку.
Тарас Григорьевич — самородок — дар Божий для украинского народа, всего человечества. С годами его величие возрастает, потому что его поэзия, художественные произведения всегда актуальны, такими останутся всегда. Ныне мы живем в другие времена, но слово поэта с нами. Мы помним и любим его.
Запомнились мне воспоминания моей бабушки, Шевченко Марии Ильиничны, которая родилась в 1894 году в многодетной шевченковской семье в селе Софиевка. У ее родителей было десять детей. Она была самой маленькой, а самым старшим был брат, который родился в 1875 году. В 1917 году моя бабушка вышла замуж в соседнее село Березняки (10 километров от Софиевки). Сколько ее помнил, в селе ее называли «ревихой». Для меня было необычно, больно и оскорбительно, что такое слово звучит рядом с именем моего дорогого человека. Я долго не решался ее спросить об этом — почему так называют. Думал, что я ее оскорблю. Но однажды осмелился, и моя бабушка — Мария Ильинична Шевченко — мне сказала, что она гордится, что ее так называют, потому что в селе, где она родилась (в Софиевке) всех родственников Тараса Григорьевича Шевченко так называют. И ты, сказала она, мой внук, этим тоже должен гордиться, а «ревы» — потому что громко поют, в народе говорят — «ревут». Это наша ветвь генеалогического дерева по линии Осипа Ивановича Шевченко, родного брата Григория Ивановича Шевченко, отца Тараса (у Тараса был и родной брат с именем Осип). Бабушка рассказала, как вспоминали ее родные последний приезд Т.Г. Шевченко в Украину, в частности и в Софиевку. Правнучка двоюродного брата Т. Шевченко Нестора Шевченко, ныне киевлянка Людмила Бондаренко в статье «Не так давно все это было» в журнале «Українське слово» (№ 20 от 20 мая 1999 года) описывает «ревівський рід» села Софиевки и как односельчане рассказывали о той летней ночи 1859 года, когда Тарас Шевченко приезжал в Украину и ночевал у родных в Софиевке. С родственниками Тарас целехонькую ночь, вплоть до утра, разговаривали, пели под бандуру. Чего только не перепели: и народные грустные песни, и бунтарские, которые в то время запрещались. Вот только Тарас любил петь медленно, растягивая мелодию, другие — спешили. Когда начинали песню, то сначала сбивались, а потом пели в лад, и очень хорошо у них получалось — на весь «ревівський» угол было слышно. Возможно, «ревами» называли потому, что громко очень пели, пишет она.
Меня статья и схема нашей родословной — киевлянки Л. Бондаренко вдохновила, и я со всей ответственностью стал изучать жизнь и творчество Т.Г. Шевченко. Следствием моей работы стали две статьи в областных газетах и выступление на областном радио.
Рассказы о Шевченко — это живая память, которая сохранилась в семьях еще живых его родственников. А социальный состав родственников, многие из которых были выдающимися людьми, очень разный. Работали литераторами, врачами, юристами, учеными, художниками, трудились в сельском хозяйстве и в промышленности.
Потомки великого сына украинского народа внесли определенный вклад в восстановление украинского государства, о котором так мечтал Гений и Пророк Тарас Григорьевич Шевченко.
Выпуск газеты №:
№97, (2013)Section
Почта «Дня»