Буда: хутор, истребленный нацистами
![](/sites/default/files/main/articles/21062013/11hutor.jpg)
В эти солнечные, погожие июньские дни из глубин памяти снова и снова всплывают воспоминания о страшном и трагическом дне для хутора Буда, на Черкасчине, — 18 июня 1943 года. Этот день разделил жизнь хуторян на «до и после». Будяне до последнего не знали, какая судьба их ждет: немало полегло в братской могиле, еще больше попало в рабство. Из шумного места хутор за день стал пустырем — задание Вермахта было выполнено.
Расстрел 18 июня 1943 года хутора Буда — это первый случай среди сотен аналогичных, когда было уничтожено целое поселение. Вокруг этой трагедии существуют немало исторических неточностей и «белых пятен». Однако их все же удалось выяснить благодаря тем, кто долгие годы берег в памяти воспоминания о тех тяжелых временах. Итак, как же это все было на самом деле.
Этап I: окружение и сортировка
Еще вечером 17 июня жители заметили немцев на хуторе. Однако разведчики не вмешивались в жизнь будян, а поэтому на их пребывание здесь никто не обратил внимания, все готовились к Троице. Перед рассветом на следующий день на хутор заехали отряды карателей. Немцы по пути «мобилизовали» тридцать осотян, которые и выкопали яму для будущих жертв Будянской трагедии.
Из каждого дома полицаи и немцы сгоняли людей на колхозный двор. Когда же все сошлись, началась сортировка: здоровые — направо, больные — налево.
Долгое время бытовало мнение, что на хуторе остались только люди пожилого возраста и дети. Однако среди расстрелянных были люди разных возрастных категорий, ведь после предложенного варианта разделения стало понятно, что здоровых куда-то заберут. На чужбину никому ехать не хотелось, поэтому на выгоне началось самовольное разделение. Молодежь и дети начали перебегать из одной группы в другую, которая, как они думали, останется на Буде. Очень многие молодые люди притворялись больными, чтобы остаться. Некоторые семьи оставляли умышленно по одному члену семьи, чтобы было кому дома вести хозяйство. Так осталась с тетей Лида Тимофеевна Швед — 11-летняя девочка, которую тетя, — Елена Артемовна оставила с согласия Лидиной матери Степаниды для помощи в ведении домашнего хозяйства. Анна Петровна Деркач закончила перед войной лесной техникум, была красивой девушкой с красивой косой. Немецкий солдат ее несколько раз прикладом выталкивал в группу к здоровым, но она перебегала к родителям и так в конце концов с родителями и осталась. Мария Проценко, которая незадолго до трагедии родила ребенка, как роженица осталась с младенцем в группе с больными. Анна Ивановна Чиж (Питкилева), которой на то время исполнилось 11 лет, вспоминала, что всех членов их семьи, а их было 8, «отсортировали» в группу к здоровым и только мачеха осталась в другой. Ей повезло, ведь впоследствии немецкий солдат перевел ее в колонну к детям. После сортировки на первом грузовике вывезли мужчин, а на втором — женщин и детей.
Этап ІІ: конвой и расстрел
Грузовики отъехали, и около колхозного двора осталось 80 человек, которых под конвоем направили к уже приготовленной для них могиле.
Люди шли по селу и шутили между собой, радовались, что остались дома. Шутки утихли, когда колонна подошла к лесу, пройдя последнюю хуторную улицу. В толпе началась паника. Беспокойство в колонне помогло убежать лишь одному из 80-ти обреченных — 29-летний Олекса Чиж при первой же возможности рванул в лесную чащу. Позади слышалась хаотическая стрельба, рядом падали ветки, сбитые пулями. Жизнь ему спасла куча хвороста, под которую он прыгнул, забежав в лес. Остальных людей безжалостно расстреляли.
В тот день в Буде погибли еще трое подростков. После вечерниц на выгоне Алексей и Настя Холод и их двоюродная сестра Галя ночевали на чердаке. Очевидно, им это убежище показалось ненадежным и они перебежали в погреб. Случайно или умышленно немцы вбросили в погреб гранату. Через три дня детей похоронили около собственного двора.
В братской могиле в Буде покоятся 86 жертв гитлеровских карателей. Кроме 79-ти местных жителей там похоронены еще четверо военнопленных. А 14 лет спустя в могилу перенесли и прах трех молодых людей, убитых гранатой в погребе.
Этап ІІІ: события после расстрела
Осаду вокруг хутора сняли лишь 20 июня. Семерым мельничанам удалось пробраться в Буду. Именно они нашли и похоронили тела Алексея, Насти и Гали Холод, а затем, случайно наткнувшись на место расстрела, которое было замаскировано под свежеперекопанный огород, открыли могилу, идентифицировали тела и составили список погибших.
После вывоза и расстрела людей немцы сожгли шесть домов на хуторе. Массового ограбления хутора не было — имуществом и скотом будян они «рассчитались» с осотянами за работу. Из уже безлюдного хутора осотяне вывезли имущество и скот. В 1945 году, после возвращения части будян домой, против жителей Осоты были возбуждены уголовные дела по заявлениям П. А. Дергача и Н. Ф. Шпилевой, которые в осотянской череде узнали своих коров. Скот вернуть удалось, а с сельскохозяйственным инвентарем и домашней утварью все осталось на уровне упреков и взаимных обид.
На протяжении многих лет бытовало мнение, что причиной истребления хутора могло стать партизанское движение. Отряд им. Сталина, возглавляемый Дубовым П. А., был создан 24 июня в 1943 г., согласно Приказу № 1 от 24.06.43 г. то есть через неделю после трагедии.
Причиной трагедии мог стать также рейд Наумова, но рейд состоялся в марте, а трагедия — в июне. Запоздалый акт мести? Кроме того, вызывает подозрение тот факт, что из всех сел и хуторов, по которым рейдом прошло соединение Наумова, уничтожена была только Буда. Поэтому рейд Наумова — одна из версий трагедии на хуторе.
В ночь с 16 на 17 июня 1943 года в урочище Табир десантировалось ядро будущего партизанского отряда «Москва», что могло привлечь внимание немцев, но расстояние между урочищем и хотором составляет более десяти километров — до Замятницы ближе.
Четвертая версия — деятельность отделов УПА. О деятельности отделов УПА в Холодном Яру пишет Петр Мирчук: «Весной 1943 г. начинают стихийно организовываться отделы УПА на Правобережье. В Холодном Яру начинает действовать отдел УПА под командованием командира Костя Надднипрянца, бывшего старшины Красной Армии». Несмотря на то, что никто из местных жителей не может точно подтвердить этот факт, отбрасывать эту версию нельзя.
Но все могло бы быть намного банальнее. Согласно гитлеровскому плану «Ост» предполагалось превращение Украины в колонию, аграрно-сырьевой придаток Германии, с перспективой уничтожения или вытеснения местного населения. Оккупанты начали жестокий террор против мирного населения. В начале весны 1943 года восточные области Украины были уже освобождены. Очевидно, потеря колонии, нарушения и понимание неосуществимости плана вынуждали фашистов свирепствовать с двойной силой.
Как бы там ни было, будем надеяться, что эта трагическая страница в истории Украины еще долго будет жить в памяти будущих поколений. И самое малое, что мы можем сейчас сделать, это помнить и чествовать память тех, кто отдал свою жизнь за наше мирное настоящее.
Выпуск газеты №:
№107, (2013)Section
История и Я