Перейти к основному содержанию

Реконструкция человечности

Переосмысление национал-социалистического прошлого. Часть I. Мюнхен
24 сентября, 18:24

«У меня сердце разрывается, когда я думаю о том, что люди страдали от нацизма. В те годы я была еще ребенком, но как немка чувствую свою вину и прошу прощения», – с волнением в голосе говорит жительница Мюнхена Элизабет Гофф, которой сейчас уже 78 лет. Тогда от нацизма пострадала ее сестра, сама же она уехала из города, потом была свидетельницей «экономического чуда» Людвига Эрхарда, а еще позже – падения Берлинской стены. Теперь вернулась в Мюнхен, свой родной город. Говорит, «рада, что все это закончилось, что сейчас новая эпоха». Человечество учится преодолевать свое тоталитарное прошлое, переосмысливает уроки собственной истории и просит прощения за уничтоженные человеческие жизни и жестокость, учится быть другим. Вот и Германия стала иной – после покаяния Вилли Брандта. Покаяния за преступления режима, к которому президент Федеративной Республики Германии Йоахим Гаук призывает и Россию. Немцам удалось преодолеть свое прошлое, хотя, как говорил сам Брандт, «нет народа, который бы мог спрятаться от своей истории». Она напоминает о себе даже в осовремененных, модернизированных городах. «День» решил исследовать следы тех мест, где десятки лет назад бушевала идеология нацистской партии. В поле зрения – Мюнхен и Нюрнберг.

 

Часть 1. Мюнхен: нетипичная история города

Один из самых посещаемых городов Германии, на весь мир известный своим неповторимым баварским колоритом, Октоберфестом и традициями пивоварения, ведет свою интересную историю – еще с VIII в., когда на холме Петра поселились монахи из Тегернзейского монастыря. Насколько интересным для туристов может быть период правления Виттельсбахов, превращения города в столицу Королевства Бавария, мистификационных историй о Людвиге ІІ, а также о Веймарской республике, мы попытались выяснить, заглянув в нетипичную и «нетуристическую» историю Мюнхена – города, где была создана нацистская партия.

24 февраля 1920 г. в 7:30 в Парадном зале (нем. Festsaale) в пивном ресторане Хофбройхаус на площади Плацль началось первое масштабное общественное собрание Немецкой рабочей партии (Deutsche Arbeiterpartei; DAP), на котором присутствовали более чем две тысячи человек. На этом собрании, продолжавшемся четыре часа, Адольф Гитлер провозгласил программу «25 пунктов», ставшую официальной программой нацистской партии, и предложил переименовать организацию в Национал-социалистическую немецкую рабочую партию. По этой программе национал-социалисты требовали объединения всех немцев на основе права народов на самоопределение в Великую Германию, равноправия для немецкого народа наравне с другими нациями и отмены положений Версальского и Сен-Жерменского мирных договоров о территориях и землях для содержания немецкого народа и расселения избыточного населения, чтобы государство в первую очередь занялось вопросами трудоустройства и жизни граждан Германии, отмены нетрудовых доходов и уничтожения процентного рабства, проведения земельной реформы, замены римского права, которое служит материалистическому мировому порядку, немецким народным правом и т. п. Партия действительно имела большую поддержку. Тогда Гитлер отметил: «Общие интересы выше личных интересов – это дух Программы. Взлом процентного рабства – это ядро национального социализма».

Кстати, бывал в этом заведении и Ленин. В период своей первой эмиграции Владимир Ульянов, активный член РСДРП, проживал нелегально в Мюнхене на улице Кайзера и посещал этот ресторан. Редактор газеты «Искра», которая находилась в Мюнхене, писала о таком досуге: «Особенно охотно мы вспоминаем о Придворной пивоварне, где прекрасное пиво стирает любые классовые различия».

А 1923 г. в пивной Бюргербройкеллер состоялся так называемый «Пивной путч» (известен также как путч Гитлера и Людендорфа, Hitler-Ludendorff-Putsch), когда сторонники Гитлера предприняли попытку осуществить переворот и захватить государственную власть. Переворот был начат ветеранской организацией Kampfbund во главе с национал-социалистом Гитлером и генералом Людендорфом 9 ноября 1923 г. в Мюнхене. В 11 часов утра нацисты собрались под флагами со свастикой и военными штандартами, колонной направились к центру города на Мариенплац, рассчитывая снять осаду с военного министерства. Во главе колонны шли Гитлер, Людендорф и Геринг, в числе марширующих было также несколько заложников. На Мариенплац к нацистам присоединился Юлиус Штрайхер, который узнал о путче и приехал из Нюрнберга.

Сначала немногочисленные полицейские патрули пропустили колонну, но, когда демонстранты вышли на Одеонсплац неподалеку от Фельдхеррнхалле и Министерства обороны, путь им преградили усиленные наряды полиции, вооруженные карабинами. Трем тысячам нацистов противостояло около 100 полицейских. Гитлер призвал полицию сдаться, но получил отказ, после чего раздались выстрелы. В перестрелке погибли 16 нацистов и 3 полицейских, многие были ранены, в том числе Геринг. Гитлер и другие путчисты пытались убежать. Людендорф остался стоять на Одеонплац и был арестован. Позже он стал презирать Гитлера за трусость. Через два часа после этого сдался Рем. Непосредственный свидетель тех событий, и. о. генконсула США в Мюнхене в то время Роберт Мерфи в своих мемуарах писал: «Когда началась стрельба... и Людендорф, и Гитлер вели себя совершенно одинаково, как и подобает двум закаленным в боях солдатам. Оба одновременно бросились на землю, чтобы избежать града пуль. При этом охранник Людендорфа, который шел с ним рядом, был убит наповал, как и многие соратники Гитлера».

Тогда Веймарская республика выстояла. В течение нескольких дней после подавления путча были арестованы все лидеры, кроме Геринга и Гесса (они бежали в Австрию; Гесс позже вернулся и тоже был осужден). Участники шествия, в том числе Гитлер, получили тюремные сроки разной продолжительности. Но Гитлера выпустили досрочно через 9 месяцев. Нацистская партия, на тот момент почти неизвестная за пределами Мюнхена, оказалась временно запрещенной на территории всей Германии. Теперь о Пивном путче напоминает лишь мемориальная плита на «Одеонсплятц».

Немцы нашли в себе силы попросить прощения за жуткое тоталитарное прошлое. В 1970 г. людей всего мира потрясла фотография, на которой был запечатлен Вилли Брандт, упавший на колени перед мемориалом в Варшаве, памятником героям и жертвам восстания в еврейском гетто, – в знак покаяния немцев. Тогда газета Times назвала Брандта человеком года, а в следующем году он стал лауреатом Нобелевской премии мира. Брандт – первый канцлер Германии, посетивший Израиль. Он сделал жест, взволновавший всю страну: зашел в Яд ва-Шем даже не в ермолке, а в шляпе, которую носят ортодоксальные евреи. Тогда он открыл Книгу псалмов и начал читать вслух на немецком языке с 103-го псалма: «Мы совершили грехи и преступления. Боже милосердный, прости нас». Он считал своим долгом помочь своему народу преодолеть прошлое. Тогда он добавил: «Нет народа, который бы мог спрятаться от своей истории».

Сегодня немцы переосмыслили свое сложное историческое прошлое, поставили точку и покаялись перед всем миром. После долгого периода денацификации понимание тех событий находится на новом уровне. О восприятии немцами национал-социалистического прошлого нам рассказал экс-директор Немецкого исторического института в Варшаве Клаус Цимер: «Есть разница между поколениями. Если старшее поколение имеет обостренное чувство собственной причастности, то для молодого поколения, нынешнего поколения студентов, это относительно далекий период, из которого уже извлекли урок, переосмыслили. На сознание молодого поколения очень сильно влияет 60 лет уже демократического прошлого. Молодежь совсем другая. Все знают, что это были за события, ведь о национал-социализме рассказывают в школах. Об этом написано в учебниках, есть искренние и компетентные преподаватели, которые заинтересованы в том, чтобы школьники узнали как можно больше, чтобы только воспитать демократическое сознание. Ученики знают, к каким ужасным последствиям привели события времен национал-социализма. Особенно то, что касается Холокоста», – добавляет Клаус Цимер. Изложение истории стараются сделать понятным всем. Например, в Еврейском музее история евреев подается так, чтобы было понятно даже детям, – с помощью комиксов.

Посетив Еврейский музей, можно представить жизнь евреев на протяжении веков. Выставки показывают связь судеб евреев в Мюнхене и в других частях Южной Германии, особенно во время Холокоста. Кроме того, музейные экспозиции рассказывают о возникновении и распространении национал-социализма в Мюнхене. О том, что знает об истории того периода молодежь, мы спросили одну из учениц KSFH München (Katholische Stiftungsfachhochschule München) Софию ДАММ. «В восьмом классе я изучала историю национал-социализма, – ответила она. – На уроках нам рассказывали о Первой и Второй мировых войнах, о послевоенном периоде, Холодной войне. Но у нас трехсторонняя школьная система, поэтому действительно хорошо я ориентируюсь только в своей специализации. Знаю, что именно в Мюнхене была создана нацистская партия, Бавария была очень привлекательной для тогдашних руководителей. Здесь они проводили свою политику, но им трудно было донести свои убеждения верующим католикам, проживавшим в селах. Национал-социалисты вынуждены были их «перевоспитывать».

Группа лиц, которые интересовались еврейской историей и культурой, впервые собрались с целью создания еврейского музея в Мюнхене еще в 1928 г. Проект «дремал» и был возрожден уже почти два десятилетия после Холокоста. Своим появлением на Maximilianstraße он обязан Гансу Ламму и Ричарду Гримму. Как редкий источник еврейской истории и культуры в Мюнхене музей имел много посетителей, но впоследствии из-за финансовых проблем был закрыт. Но в 2007 г. открылся новый музей на площади St. Jakob, который является частью еврейского центра.

В трехэтажном здании можно найти множество литературы – как о еврейской культуре, так и о периоде войны...

Также в городе одновременно осуществляется несколько проектов с целью изучения истории. Через 70 лет после периода нацизма в Мюнхене планируется создать Центр документации истории национал-социализма – как раз в том месте, где когда-то находилась штаб-квартира гитлеровской партии, в известном «коричневом доме» (Braunes Haus). В настоящее время историки разрабатывают концепцию экспозиции. О сложном нацистском прошлом напоминает и памятник жертвам национал-социализма на Одеонсплатц, который сейчас находится на реконструкции. Как и сознание немцев – на реконструкции человечности.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать