Перейти к основному содержанию

Жизненные мотивации Олексы Шаткивского

Каким Украина запомнила скромного художника из монастырского городка
19 сентября, 15:06
«ПУТЬ В КАРПАТАХ», 1961 г.

Каждый раз, когда захожу в гости к давнему приятелю, львовскому коллекционеру Владимиру Гусару, не могу отвести глаз от нескольких полотен-натюрмортов на стене галереи-гостиной. Это произведения талантливого художника Олексы Шаткивского (1908—1979), который, к сожалению, не очень известен широкой публике.

Родился Олекса Шаткивский 28 мая 1908 года в Почаеве. Торжественно-лирическая красота монастырского городка, отображенная еще в акварелях молодого Тараса Шевченко, наверное, повлияла на чувствительную натуру — и первыми уроками творчества стали занятия по рисованию, которые проводил школьный учитель О.Цикутский.

По завершении школьного обучения судьба приводит восемнадцатилетнего юношу в Почаевскую иконописную школу. Вознаграждением за прилежание в учебе стала возможность часами осматривать в Успенском соборе произведения Константина Виляни — итальянского художника, который работал на Волыни в XVIII веке, а также полотна, созданные в начале ХІХ века, известного львовского художника Луки Долинского, награжденного за свои успехи императрицей Марией-Терезией ценным перстнем. Впоследствии, увидев в юноше талант художника, его направили в Варшаву, где он, успешно сдав в октябре 1931 года вступительные экзамены, становится свободным слушателем отделения живописи Академии красных искусств.

Следует сразу же заметить, если в начале века ведущая роль в подготовке молодых художников, выходцев из Галичины, принадлежала Кракову, то в 30-е годы значительное количество молодежи учится в Варшаве. Столичная Академия красных искусств давала в те годы хорошую профессиональную подготовку, которая основывалась на крепком рисунке, продуманном колорите и развитом композиционном мышлении. Учителями Шаткивского были ведущие художники того времени: В.Скочиляс, который вел рисунок, П.Прушковский преподавал живопись и Л.Вичулковский — графическое искусство.

Еще в студенческие годы О.Шаткивский экспонировал свои графические произведения на выставках украинского художественного объединения «Спокій» в Варшаве и Института пропаганды искусств во Львове, Ровно, Луцке: работы «Дроворуби», «Швачка», «Бабуся», «Селянин з Почаєва».

Завершив учебу дипломной работой «Шарварок», в июне 1939 года молодой художник получает диплом Варшавской академии и возвращается в родной Почаев работать учителем рисования. А потом... приход «первых совитив», депортации зажиточных крестьян, массовые репрессии молодежи и... война... Но не покидает художник любимого рисования, и в апреле 1942 года О.Шаткивский принимает участие в выставке «Спілки праці українських образотворчих митців» в Варшаве.

После войны, в 1946 году, переезжает во Львов. Работает преподавателем в училище прикладного искусства, с 1948 года ведет курс графики в ЛГИДПИ, а с 1950 года преподает живопись в Украинском полиграфическом институте. Но тяжелая болезнь вынуждает покинуть педагогическую работу. Но не любимое рисование...

Пейзажи Олексы Шаткивского раскрывают мастерство художника-колориста, которое основывается на умении гармоничного сочетания основных и дополняющих колеров, утонченном сопоставлении теплых и холодных тонов, ощущении колористической доминанты в композиционном решении того или иного пейзажа. Колористическая гамма — золотисто-багряная, зеленовато-желтая, васильково-синяя и серебристо-серая — создает не только гармонию, но и придает полотну соответствующую эмоциональность и психологическую нагрузку: «Пасіка» (1954), «Дорога в Карпатах» (1961), «Хати зимою» (1965), «Хата, де народився О.Шатківський» (1968), «Волинський пейзаж» (1971), «Зимовий пейзаж» (1974).

Любимый жанр художника хорошо охарактеризовал искусствовед Олег Сидор, который писал, что в натюрмортах Олексы Шаткивского трансформировалась его любовь к природе, которую он глубоко чувствовал и философски осмысливал. Спокойной гармонией и теплом дышат «Квіти в синьому дзбанку» (1963), «Натюрморт з грушами» (1964), «Натюрморт з яблуками» (1965), «Айстри» (1966), «Кали» (1967), «Осінні квіти» (1968). Жизненная достоверность, трепетность натуры достигается художником сугубо живописными приемами. Сочетая народные основы мировосприятия с классической традицией, О.Шаткивский создает свой индивидуальный стиль, который отличается чистотой и нежностью, а неимоверная простота и непосредственность не противоречат утонченной выразительности, целостности и поэтичности его произведений. Конструктивно крепкая и пластично наполненная форма моделируемых цветом яблок и груш (как на полотнах Сезанна), посуды и драперий, оттеняет пронизанные воздухом цветы, вибрирующий фон. Широкие пастозные мазки густой краски формируют посуду и фрукты, которые часто очерчены черной линией, дисциплинирующей объем и цвет, а цветы и окружение нарисованы более мелкими отдельно наложенными мазками, создающими то ощущение глубины и свежей легкости, что так привлекает у Шаткивского — «Квіти біля вікна» 1975), «Квіти в посуді» (1975), «Квіти» (1976). Усиливает нужный эффект характер живописной фактуры, обогащенной разными приемами: наложение краски на поверхность полотна — кистью, мастихином, пальцем и проскребывание слоя краски на отдельных его участках. Этому же способствует и техника темперы, которой художник в последний период творчества пользовался чаще всего — «Мамині квіти» (1977), «Лілеї і квіти» (1978), «Квіти в глечику» (1978—1979).

Творческий путь Олексы Шаткивского длился полвека. Честный. Порядочный. Доброжелательный.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать