Елена КОВАЛЬСКАЯ: «Открытость — то, что сложнее всего дается на постсоветском пространстве»
В Киеве прошел четвертый драматургический фестиваль «Неделя актуальной пьесы», на котором обсуждался животрепещущий вопрос — о современных театральных лидерах
Форум был организован центром «Текст» при финансовой поддержке Фонда Рината Ахметова «Развитие Украины». Кроме публичных сценических читок двадцати одной пьесы, отобранных из сотни, особое внимание в программе по традиции было уделено образовательной части: мастер-классам, лекциям и просто встречам с неординарными личностями.
Одной из гостей нынешнего фестиваля стала арт-директор московского Центра имени В. Мейерхольда, известный театральный критик Елена Ковальская. Напомним, год назад она возглавила созданную при Центре «Школу театрального лидера» которая уже получила популярность и общественный резонанс. Опыт и деятельность этой институции актуальны и для украинского театрального пространства, где хоть отбавляй подобных проблем и досадных пробелов, требующих быть заполненными...
«ЕСЛИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР НЕСОВЕРШЕНЕН, ТО ИМЕЕТ СМЫСЛ ЕГО МОДЕРНИЗИРОВАТЬ»
— Елена, расскажите, как родилась идея «Школы театрального лидера», а главное — в чем ее суть?
— После перестройки возникла глубокая пропасть между театральными поколениями. В тот момент, когда происходила приватизация, некоторые деятели театра приватизировали учреждения культуры. Сегодня большинство работает по бессрочному трудовому договору, который дает возможность пожизненного пребывания на любой должности в театре. Собственно, речь о том, что случилась такая несправедливая по отношению к талантливой молодежи вещь: в театре закончилась какая-либо ротация кадров и прекратилась преемственность поколений. Два года назад руководителем Департамента культуры Москвы стал продвинутый молодой чиновник Сергей Капков. Будучи чутким к конъюнктуре человеком, он уловил настроения круга людей искусства и решил, что лучшее, что он может сделать — это волюнтаристским способом заменить стариков молодыми. Капков советовался с разными людьми. Ему предлагали различные варианты, но все-таки сошлись на трех основных моментах: во-первых, надо вернуть Анатолия Васильева, во-вторых, надо поддерживать независимый Театр документальной пьесы (ТЕАТР.DOC), а в-третьих — пора менять художественную власть, но не силовыми методами.
Мы с Виктором Рыжаковым, режиссером и моим коллегой, тоже предлагали свои варианты решения проблемы. Капков нас выслушал и сказал: ну раз вы знаете, как это делать, вот и делайте! И в Центре Мейерхольда мы открыли «Школу театрального лидера». Название — ужасное, зато вполне соответствует сути происходящего.
Наша задача — привести в театр поколение, которое, развивая традиции русского репертуарного театра, будет участвовать в его модернизации. Сегодня в большинстве случаев молодые люди, желающие работать в государственном театре, а еще, чего доброго, руководить им, для начала должны разобраться, каким образом он устроен. Потому что для режиссера и молодого продюсера, который только что окончил РАТИС и даже работает уже администратором, механизм функционирования Большого театра, как правило, заповедная территория. Молодых весьма неохотно посвящают в премудрости театральной экономики, логистики и т. д., а нынешние худруки окружают эту свою деятельность завесой тайны. Система финансирования театра, трудовое право, государственное задание — для молодого режиссера — это дебри... Однако с другой стороны, именно у молодых есть свои идеи насчет театра и много энергии.
— Речь идет исключительно о производственно-административной сфере?
— Нет, мы говорим и о стратегиях современного театра, и об интеграциях театра и общества, о важной социальной, педагогической деятельности сегодняшнего театра. Сначала к слушателям приходят люди, которые работают в театрах и открывают все тайны. Но также мы изучаем и западный опыт обустройства театрального дела. Потому что если мы видим, что государственный театр несовершенен, то имеет смысл его модернизировать. В этом смысле очень интересен и полезен опыт Восточной Европы, где 20 лет назад произошли реформы гораздо более глубокие, чем в России и в Украине. И там уже пережили то, что у нас только впереди. Помимо всяких маркетинговых, продюсерских, финансовых, налоговых и правовых дисциплин, мы еще изучали такую вещь, которая в России не очень распространена — это культурное планирование. Что делает театр в обществе за пределами самого театра? Мы пытались разобраться, зачем театру это нужно, кто все это финансирует, а главное — как художник может найти мотивацию, чтобы работать с душевнобольными, сиротами, заключенными и иными категориями населения.
«НАША ЦЕЛЬ — ЭТО КОНСОЛИДАЦИЯ МОЛОДОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ПОКОЛЕНИЯ»
— А ваши слушатели лишь потенциальные худруки и директора театров?
— Мы пригласили людей разных театральных профессий: режиссеров, драматургов, хореографов, художников, продюсеров. Кстати, драматург Наталья Ворожбит тоже у нас училась. Наша идея заключалась в том, чтобы люди во время общения, за время проведенных вместе сессий (это четыре месяца в году по 10 дней), сумели найти друг друга, то есть объединиться в команды, и по прошествии года они должны продумать и написать стратегию развития для конкретного театра.
— Какой проект победил в первом наборе?
— Победители конкурса проектов — тандем Дмитрий Вокострелов и Ксения Перетрухина. Они разработали проект для Театра на Таганке. Идея заключалась в том, что на один сезон театр превращается в этакий «музей искусства», где проходят выставки, перформансы, живые инсталляции, документальные проекты, посвященные спектаклям и личностям этого театра. Все свидетельства величия этого театра достаются из «закромов» и демонстрируются зрителям. Так воздается должное славной истории одного из известнейших российских театров. После этого Таганка закрывается на реконструкцию, и в это же время создается новый репертуар. Через год театр открывается абсолютно новым. История театра не уничтожена (как это произошло, скажем, в Московском театре Гоголя), она доходит до своего апогея и завершается торжественной кодой! Эта программа очень понравилась всем, департаменту культуры, директору Центра Мейерхольда Валерию Фокину, она понравилась даже Юрию Петровичу Любимову. Вот только власть замешкалась с реализацией проекта, Любимов, рассердившись, наложил вето на показ своих спектаклей на сцене театра... Словом, история там длинная и шумная, но спектакли играют, а Дмитрий Волкострелов будет готовить к апрелю 2014 года юбилейную программу.
— Вы говорили о важности инициатив, модернизации в сфере театра, «Школа театрального лидера» ставит перед собой какие-либо задачи помимо повышения квалификации кадров?
— Наша цель — это консолидация молодого театрального поколения. Чтобы эти люди превратились в цвет театрального сообщества, который вырабатывает и для своего поколения и для театра в целом вопросы, которые зачастую не обсуждаются ни в обществе, ни в театре. И мы, как маленькое театральное сообщество, сделали одну необходимую вещь, мы сообща, превратившись в такое маленькое министерство культуры, написали проект положения о конкурсе на замещение должностей в театре. Нам не хотелось, чтобы чиновники назначали людей из «Школы театрального лидера» в штат театра, нам было важно, чтобы в театр попадали только на конкурсной основе. Главное, о чем мы говорили: это должен быть не конкурс репутаций, а конкурс программ. Собственно, важно знать, не что будут ставить на сцене, а что будут делать с этим театром в целом! И эта конкурсная программа не только способ выявить потенциального руководителя, но и установить некие рамки контроля его деятельности. Что было им обещано в начале и что сделано на самом деле. Программы должны быть в открытом доступе. И тогда любой зритель может, во-первых, ознакомиться и узнать, в чем заключается программа отдельного театра, а во-вторых, проконтролировать, насколько эффективно она воплощается в жизнь.
Мы долго спорили, кто же должен входить в состав экспертного совета таких конкурсов. Но профессор Лев Сундстрем высказал справедливое суждение, что не стоит зацикливаться на экспертизе, а самое главное в таких процедурах — это открытость. Собственно, то, что сложнее всего дается на постсоветском пространстве.
— Проблема постсоветского пространства еще и в недостаточном контакте театра и общества, вы сами это упомянули. А как можно исправить ситуацию?
— Один из весьма действенных методов — театральная педагогика. На Западе театральную педагогику используют и как способ социальной адаптации (для заключенных или людей с особенными потребностями), и как способ «тимбилдинга» в корпорациях. Словом, сфера применений широкая. Очень популярна театральная педагогика в европейских и американских школах. Она делает две вещи: подготавливает школьников к походу в театр и в игровой форме позволяет им обсудить увиденное. Кстати, за рубежом уже давно существует практика: к каждому спектаклю выпускают, так называемый, «образовательный рюкзачок» (educational bag), этим занимается один из команды драматургов театра (аналог наших завлитов). Составляется каталог со всевозможной информацией к спектаклю, которая поможет учителю подготовить свой класс к просмотру. Главное место там уделено всевозможным театрализованным играм и тренингам. Скажем, один из примеров — спектакль посвящен теме гендерного неравенства в мусульманских семьях, история одной девушки, которая уже живет на Западе, но ее все равно выдают замуж по обычаю предков, и она впервые видит будущего супруга лишь на свадьбе...
Школьников приводят в театр за три часа до начала спектакля и учат танцевать... фламенко, один из самых чувственных танцев. При этом условия танца — партнер и партнерша не могут быть из одного класса. Разумеется, все стесняются, и ни у кого ничего не получается! Затем подростков отправляют на спектакль — и они уже воспринимают происходящее на сцене не умозрительно, а сквозь призму только что полученного индивидуального опыта танца с незнакомым человеком.
Мастер-классы по театральной педагогике проводятся в России уже давно, вот только до практического применения знаний дело, как правило, не доходит. Мы организовали проект, который назывался «Театральный класс». В этот проект были приглашены шесть классных руководителей из московских школ, шесть администраторов и завлитов, которые были готовы стать театральными педагогами, и шесть человек, которые бы в дальнейшем сами могли давать подобные мастер-классы. Потом группа из 18 человек встретилась с немецким педагогом Клаудией Майерс, и они целую неделю... играли. Осваивали и придумывали игры, которые помогли бы школьнику понять, как устроен театр, какие функции выполняют разные театральные службы, как учиться считывать метафоры, как понимать образный язык спектакля и так далее. На мой взгляд, театральная педагогика сегодня — это одно из перспективных, а главное необходимых направлений для расширения сферы деятельности театров.
Выпуск газеты №:
№198, (2013)Section
Культура