Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Типа-культура», «типа-интеллект», или Как преодолевать недоевропейский менталитет

25 декабря, 17:51
ВАСИЛИЙ МАСЮТИН. АЛЛЕГОРИЯ. ОФОРТ, КОНЕЦ 1910-х ГОДОВ / ИЛЛЮСТРАЦИЯ ПРЕДОСТАВЛЕНА АВТОРОМ

Красивые, чистые взгляды студенческой молодежи, которая первой вышла на украинские Евромайданы, почувствовав себя обманутой родной властью после Вильнюсского саммита ЕС... Самоорганизация достоинства началась именно с этих молодежных сред, к чему побуждала их зрелая мировоззренческо-ценностная установка. А в тени Евромайданов, как зловещая антитеза к нуждающемуся в качественных переменах обществу, — гримасы существующего политического строя, созданного на совсем другой ценностной основе. Это уже не просто «полуправда» и «полудобродетели», это уже — откровенная ложь и лицемерие. А еще — грубая сила и нравственно-духовная беспомощность.

Можно долго искать политические причины сегодняшних общественных потрясений в Украине, но почти все ответы непременно будут связаны с вопросами культуры. «Культурный рацион» верхушки многим может объяснить ту или иную модель ее поведения. Типологически доминирует в обиходе многих официальных лиц государства и чиновников «на местах»  не культура в своей классической структуре, а субкультура, причем в достаточно редкой модификации. Терминологически ей идеально будет подходить словосочетание «типа-культура», жаргонная часть которого и является собственно деструктивной, разрушающей внутренней силой культуры как таковой. «Типа-культура», которая испытала расцвет именно за последние годы, впитала в себя элементы поведенческого стиля комсомольских начальников поздних брежневских времен, сплава уголовной и чекистской психологии как еще одного посттоталитарного наследства, а также современной массовой культуры. Локализованный такой вычурной конфигурацией субкультурный микс начал проникать в разные среды «успешных» и богатых людей, жизненные примеры которых все более навязчиво пропагандируются в украинском обществе. Так исподтишка «типа-культура» начала добираться до определенной части влиятельных лиц, которые уже откровенно носятся с ней как с самым актуальным коммуникативным стандартом.

Прежде всего нужно отметить, что этот «неомещанский» феномен имеет сложную социальную, психологическую и эстетическую природу. Как искаженный вкус и стиль жизни он приобрел разнообразные модификации и не всегда «считывается» с первого раза в ежедневной социокультурной динамике. Кроме того, он не обязательно присущ лишь привилегированным кругам или бизнес-элите. Хотя финансовый фактор является немаловажным в его мотивационной составляющей, деньги могут быть при этом лишь сопутствующим элементом чего-то более значимого, иногда независимого от самого носителя этого типа культуры. В этом можно видеть и «пролетарский след» сегодняшней «типа-культуры». Для ее представителей характерна хорошая осведомленность с лаконизмами Остапа Бендера из «Золотого теленка» и «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, «умиление» от «Песни о зайцах» из «Бриллиантовой руки» Гайдая и тюремной «Мурки»...

В украинском социуме «типа-культура» ситуативно воцарилась в местах духовного вакуума, который, в свою очередь, появился в результате гнилости государственной политики в культурной сфере, несистемности во внедрении научно- образовательных программ, отсутствия государственнической воли в оптимизации и протежировании национального культурного продукта. Долгое время высоких чиновников, которые вроде бы отвечают за культурное и интеллектуальное развитие украинцев, держат «привязанными» к отсталым по своей философии «приоритетам» мизерных коэффициентов бюджетного финансирования. Для чиновников экономика еще не стала одним из элементов культуры, как это есть в развитых странах мира. Обычно малокультурные, а иногда и полуобразованные министры правительств разных каденций стойко удерживают эту деградирующую тенденцию административно-государственными актами.

К этому обстоятельству добавляются и другие, которые являются следствием умышленных действий против национальной культуры в Украине. Наиболее последовательными являются маскируемые (или и открытые) технологии подчинения культурно отсталой, ментально чужой Москве. Столица бывшей империи постоянно находит в Украине достаточное количество лиц разных титулов и рангов, которые по-фельдфебельски бодро симулируют украинские культурные интересы во имя политического проекта «русского мира». И в этом случае, для достижения нужного результата для таких лиц достаточно быть именно «типа-культурными», поскольку знающий человек не сможет находить в таком подчинении ни историческую, ни мировоззренческую, ни этнокультурную почву.

И все же было бы ошибочно считать, что «типа-культура» так легко себя компрометирует и получает осуждение здоровой части украинского общества. Для того чтобы не только кое-где проявляться, но и по-настоящему процветать, носители «типа-культуры» научились виртуозно применять эффективное оружие, в свое время идентифицированное Иваном Дзюбой как «умный вид знатока». Это меткое наблюдение выдающийся современный культуролог «списал» лишь с одного типажа еще и сейчас официального высокого чиновника, но как характерологичный феномен он быстро передался более широким кругам «типа-культурной» группы «государственных мужей» (и не только их), что на сегодняшний день, как это свидетельствуют оперативные события последнего времени, составляет немалую угрозу и на уровне большой политики. Поэтому и часто создается впечатление, что в Украине одерживает верх уже не правовая культура, а какая-то «типа-культура», да и политическая культура обретает те же приметы «типа» — к сожалению, уже с глобальными последствиями этого.

Чтобы понять саму механику чудо- трансформации «типа-культуры» в «типа-интеллект», необходимо рассмотреть несколько прямых примеров самой сути понятия. По вышеприведенным признакам, к репрезентативным образцам «типа-культуры» относятся концертные программы протежируемых соответствующего «понимания» властной элитой «звездных явлений»  образца И. Кобзона, группы «Любэ» и «Трогательного шансона», преобладающее большинство телевизионных программ развлекательных жанров, разные юмористические шоу включительно с «квартальными эстетами» и «веселыми и находчивыми», «Творческие встречи» одиозных «музыкальных легенд» комсомольского прошлого и тому подобное. Ментальное поле «типа-культурной» публики формирует подстроенный под ее уровень вкусов и восприятия значительный сегмент медиапространства, концертно-зрелищных мероприятий, книжного рынка, тематических туристических маршрутов. Миссию воспитания такого потребителя перехватывают многочисленные сети ресторанного бизнеса, которые ради прибыли, идут в угоду низким эстетическим вкусам «типа-культурного» клиента. В такой цепи взаимообусловленных выгод масштаб явления сегодня достиг критического предела, а в его авангарде — правящая политическая сила со всеми доступными ей рычагами влияния, прагматичными интересами и финансовыми ресурсами. Власть на местах, в юго-восточных областях Украины удерживает местное население почти в состоянии «культурного гетто», перекрывая гражданам свободный доступ к качественным культурным продуктам, фактически сдерживая интеллектуальное развитие современных поколений украинцев.

Примитивная по своей сути «типа-культура», которая в эквиваленте сближена со сленговым понятием «рагулизма», в действительности удерживается на своем положении благодаря уже упомянутой трансформации в статус «типа-интеллекта». За последние годы украинцы имеют возможность видеть многочисленные примеры действенности эффекта «умного вида знатока» на всех уровнях «государственного строительства». Именно с таким видом можно говорить в глаза соотечественникам разные бессмыслицы, откровенную неправду, делать циничные заявления, убеждать в «государственном значении» многих бездарных правовых актов, даже «протягивать» антиконституционные нормы. «Типа-интеллект» обязан «типу-культуре» родственной технологией общественно-ценностного обмана, который причиняет большой вред перспективам развития украинской нации.

На нынешней стадии своих всесторонних проявлений «типа-культура» с «типа-интеллектом» являются элементами «недоевропейского менталитета» украинского политикума, в котором постсоветское ценностное силовое поле удерживает их носителей в сетях колониальных стереотипов прошлого. Но удержаться в таком монопольном положении это субкультурное образование не сможет под натиском евроинтеграционных устремлений образованной Украины, которая вырастает благодаря более зрелому гражданскому обществу. Именно знание, элитарные культурные опыты и высокие духовные запросы смогут устранить из своего влиятельного положения эти паразитирующие псевдокультурные феномены, которые мешают украинской культуре сближаться с культурной Европой в соответствии со своим историческим вектором развития. Эту новую, здоровую творческую энергию сегодня привносят в украинское общество Евромайданы, которые в конечном итоге смогут переформатировать систему ценностных координат государства на перспективу, лишенную уродливой приставки «типа». А уже дальше — большая и ответственная работа всех институтов власти, общественности и профильных научно-образовательных заведений, чтобы возвращать в состояние престижности настоящую, а не имитируемую КУЛЬТУРУ.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать