Перейти к основному содержанию

Миф о трех «братских восточнославянских народах»

24 января, 10:24
ФРЕСКИ. СОФИЙСКИЙ СОБОР. КИЕВ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Мнение о том, что, будто бы существует три восточнославянских народа, будто бы они имеют общие корни, так называемую «колыбель», Киевскую Русь, что у этих народов много общего в истории и культуре, сильно распространено и воспринимается почти как аксиома. Особенно в последнее время это мнение активно пропагандируется, прежде всего, в России. Да и наши власть предержащие, которые не могут жить без «старшего брата», не перестают повторять эту «истину», как мантру. Но так ли это? И является ли вышеупомянутая «истина» такой беспрекословной? В конечном итоге, отчего это «братские народы» жили и живут далеко не по-братски?

Начнем издалека, с середины І тысячелетия н.э. Кому-то может показаться, что те времена не имеют отношения к нынешним временам. Но не спешите с выводами. Конечно, многое изменилось с тех времен. Но есть вещи, которые нелегко изменить (даже в течение такого значительного периода). Например, генетику людей или ментальные стереотипы (или архетипы).

Так вот, многолетние исследования, которые проводились археологами и определенным образом были подкреплены письменными источниками, дают основания утверждать, что в V—VII вв. на территории Европы уже заявили о себе славяне. Они образовывали четыре группы племен с соответствующими археологическими культурами. Наибольшей среди них была Пражско-Корчацкая. Ее памятники охватывают огромную территорию от современного Киева на востоке, а Вены и Дрездена — на западе. Занимала она территории нынешних украинских земель (Киевщины, Волыни, Галичины, Закарпатья), Словакии, Чехии, Южной Польши, немецкой Саксонии, а также, частично, Венгрии, Австрии, Румынии. В письменных источниках фигурируют названия племен этой культуры — склавины, хорваты (белые и черные). На этих территориях возникли раннесредневековые государства — государство Само, Великоморавское государство. В силу разных обстоятельств, культурное и, отчасти, политическое единство склавинов было разрушено. Пражско-Корчацкая культура стала основой, на которой сформировался ряд славянских этносов — чехов, словаков, лужичан, отчасти украинцев и поляков. То есть мы, украинцы, в какой-то степени являемся «родственниками» именно этих этносов. И, в самом деле, их архаичная (народная) культура является нам очень близкой. Можно приводить бесчисленные примеры, которые в культурном плане свидетельствуют о близости этих народов. Чтобы не утомлять читателя, обращу внимание лишь на один — как по мне, очень красноречивый. В украинском фольклоре почти не упоминается Днепр. Зато очень часто фигурирует Дунай. Даже в обрядовых свадебных песнях восточной Волыни, откуда до Днепра рукой подать, а до Дуная очень и очень далеко, все-таки поется о Дунае. Именно Подунавье было средоточием, где проживали племена Пражско-Корчацкой культуры. Не зря в «Повести временных лет» говорится, что в давние времена славяне жили на Дунае и здесь — их родина.

С Пражско-Корчацкой культурой на западе граничила Дедзицко-Сукивская археологическая культура. В письменных источниках сохранилось название представителей этой культуры — венеды. Проживали они к западу от Вислы, занимая в основном бассейн реки Одер и прилегающие к нему территории. Сейчас это территория западной Польши и северо-восточной Германии. Предки этой культуры, как и предки культуры Пражско-Корчацкой, стали основой для образования польского этноса. Кстати, даже сегодня чувствуются определенные различия между южной Польшей, так называемой Малопольщей, и польским Поморьем. Некоторая часть жителей последнего даже считает себя представителями отдельных этнических групп в составе польской нации. В частности, это касается кашубов.

Относительно двух других славянских культур середины І тысячелетия, то они существовали преимущественно на украинской территории. «Чисто украинской» можно считать Пенкивскую культуру. Она находилась на территории Подолья, Поднепровья (нынешние Черкасская и Кировоградская области) и Полтавщины. В письменных источниках, похоже, представителей этой культуры именовали антами. Наконец, еще одна славянская археологическая культура, Колочинская, охватывала территорию Черниговщины, Слобожанщины (современные Харьковская и Сумская области), Брянщины и Воронежчины, Смоленщины и «белорусского Поднепровья».

Возможно, к частично славянским принадлежала Ипотешти-киндештская культура, располагавшаяся на территории Молдовы и восточной Румынии. Вообще считается, что ее создали носители Пенкивской культуры, смешавшись с местным населением — даками и романизированным населением.

Конечно, с середины І тысячелетия картина «славянского мира» значительно изменилась. Состоялось расселение славян (преимущественно в южном и северном направлениях), которое сопровождалось ассимиляцией племен, проживавших на этих землях. В то же время, часть славян на своих территориях (современной Австрии, Восточной Германии, Венгрии) подверглись ассимиляции — германизации и мадяризации. Однако, несмотря на колонизацию и ассимиляцию, исследование показало, что в пределах этих археологических культур и сегодня проживает генетически близкое население и что ареал его расселения мало выходит за эти пределы. В то же время, антропологические исследования дают основания утверждать, что «братьями по крови» украинцев не являются ни белорусы, ни русские, а словаки и частично чехи.

МНОГОЛИКИЙ УКРАИНСКИЙ НАРОД

Если мы рассмотрим карту расселения славянских племен в середине І тысячелетия, то увидим, что эти племена занимали основную часть нынешних украинских земель, но далеко не всю. Если брать юг и юго-восток, то они не были заселены славянами. Да и географически эти территории отличались от территории «славянской Украины». На юге и на юго-востоке простирается степь. В то же время, мы видим, что славяне, будучи сориентированными на земледелие, преимущественно селились в лесостепных или прилегающих к ним лесных районах. Так, лесостепь в значительной степени определяла «лицо» славянской цивилизации.

Относительно степей Украины, то в период Средневековья, и даже в раннемодерные времена здесь доминировали кочевые тюркские этносы — сначала половцы, потом татары. Интенсивная славянская (преимущественно украинская) колонизация этих земель началась относительно поздно — в XVIII—XIX веках. Она сопровождалась ассимиляцией тюркских элементов. Нравится это кому-то или нет, но тюркская составляющая является важной составляющей частью украинства. Именно на границе славянского и тюркского миров возник феномен украинского казачества, которое считают (другой вопрос — насколько это справедливо) своеобразным символом-идентификатором украинцев.

То, что современная Украина — это сочетание двух географически и, отчасти, этнически отличных территорий, дает о себе знать и сегодня. Мы говорим об отличиях между Востоком и Западом. Хотя, в действительности, стоит говорить об отличиях между славянской (украинской) лесостепью и славянизированной бывшей тюркской степью.

В конечном итоге, и славянская украинская лесостепь не является однородной. В свое время известный историк Владимир Антонович, учитель Михаила Грушевского, обратил внимание на различия между региональными группами украинского населения. Он выделял три такие группы: юго-западную, северную и «украинскую». Первая осела в пределах Галичины, Буковины, Волыни, частично Подолья. Она, по его мнению, характеризуется инициативностью, стремлением сохранить и защитить свою культуру, стойкостью в сохранении национальных особенностей. Вторая группа расселялась на Полесье, Черниговщине, в северной части Киевской губернии. Ее представителям недостает инициативы, они берегут свои национальные особенности, но мало беспокоятся об их проявлении в личной и общественной жизни. «Украинская» же группа населяет остальную, восточную часть Подолья, Полтавскую губернию Киевскую губернию, слободы Харьковской, Воронежской, Курской губерний, Донского и Кубанского войска. Для ее представителей присуща любовь к свободе, но на свои национальные особенности они мало обращают внимания.

Как видим, расселение трех больших групп украинцев, о которых говорил В. Антонович, почти совпадало с расселением Колочинской, Пенкивской и восточной части Пражско-Корчацкой археологических культур на украинских землях. Случайно ли это? И случайно ли, что эти региональные отличия дают о себе знать и сегодня? Конечно, не стоит их абсолютизировать. Но коренной житель Полтавщины отличается от коренного жителя Волыни, а коренной галичанин — от коренного жителя Черниговщины и тому подобное.

Говоря об этногенезе современных украинцев, нельзя не зацепить такую щепетильную тему, как еврейство. К сожалению, исследователи, как правило, пытаются ее обойти. А зря! Адепты иудаизма издавна жили на украинских землях и играли в их жизни заметную роль. Конечно, эти адепты необязательно были выходцами из Восточного Средиземноморья — родины евреев. Иудаизм приняла часть тюркского населения Хазарского каганата, который располагался на восточной территории современной Украины. Очевидно, к потомкам этим иудаизированных тюрков принадлежали крымчаки и караимы, жившие и, отчасти, продолжающие жить в Украине. Не этими ли иудаизированными тюрками были «жиды хазарские», о которых пишет «Повесть временных лет». Определенные документы дают основания говорить о славянизации иудейского населения еще во времена Киевской Руси. Хорошо известно, что существовали казацкие старшинские роды, имевшие еврейское происхождение. В конечном итоге, украинские земли во времена царской России входили в зону так называемой черты оседлости для евреев. Также на территории Галичины, Буковины и Закарпатья, которые принадлежали Австро-Венгрии, евреи составляли заметный процент населения. Конечно, какая-то их часть подверглась славянизации (украинизации).

Таким образом, нынешняя украинская нация, которая и дальше продолжает свое развитие в пределах нынешнего Украинского государства, является сложным этническим образованием. Ее основа, несомненно, является славянской. Другое дело, что эта основа неоднородна и состоит из трех частей. Кроме отмеченной славянской основы, заметную роль в этногенезе украинцев сыграли тюрки, а также евреи. Определенная роль на начальных этапах этногенеза нашего народа принадлежала готам и припонтийским грекам. Несмотря на влияние этих чужих для славян элементов, они не переломили славянскую этничность украинцев. По крайней мере, мы не принадлежим к «этнически сломленным» нациям. Чего, кстати, не скажешь о «братских славянских народах», живущих на севере и востоке от нас.

Продолжение следует

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать