Перейти к основному содержанию

GENIUS LOCI Юрия Химича

Музей истории Киева показал произведения мэтра архитектурного пейзажа
13 февраля, 17:28
«СОФИЙСКИЙ СОБОР». 1964 г.

Шестьдесят две работы выставки «Художник и город» знакомят зрителя  с ценнейшей  ретроспекцией творчества известного украинского мастера Юрия Химича в период с   1940-х годов  до последнего  в жизни маэстро 2003 года.

Избрав своей миссией отображение городских пейзажей, Юрий Химич прошел через несколько творческих этапов.  Он принципиально  менял свою манеру и взгляд на  суть пейзажного жанра, и в  каждой своей работе стремился изобразить не только видимый физическим зрением объект,  но и некую тонкую атмосферу,  обособленный характер архитектуры.  На выставке «Художник и город» показаны произведения из коллекции сына Юрия  Химича. Выставка  показывает  зрителю город, которого уже нет, здесь можно увидеть пейзажи послевоенного Крещатика 40-х годов и  домики на Андреевском спуске, которые давно снесли. Идея экспозиции —  показать  тесное лирически-взволнованное   взаимопроникновение города и Художника.

«На мой взгляд, эта выставка уникальна тем, что здесь впервые экспонируются самые ранние работы:  по сути, они являются совсем еще робкими, первыми пробами, — говорит сын художника Михаил Химич. — Вот, например, мы  показали зрителю первый автопортрет отца, где ему всего  20 лет. Он изобразил себя в 1948 году, когда уже стал студентом. А здесь, рядом,   уже вполне профессиональные акварели 1955 года. Поразительно, что прошло всего несколько лет, а его уровень мастерства заметно вырос.   За этот небольшой срок  отец  сумел стать   одним из лучших акварелистов своего времени, он принадлежал к числу художников, чьи работы сегодня признаны классикой. Антиквары ценят  пейзажи Юрия Химича, поскольку они представляют не только художественную, но и  историческую ценность. Художники любят его творчество просто за то, что «хорошо написано».

Сегодня сложно назвать имена мастеров архитектурного пейзажа, способных занять нишу  Юрия Химича, или даже просто приблизиться к его профессиональному уровню. Самое удивительное в этом художнике — не только виртуозное владение  техникой, но и присущий  только ему одному дар  видеть архитектуру совершенно по-своему.  Эта редкая способность говорит о развитости художника как личности,  и вовсе не случайно природа наградила его не только живописным талантом, но и способностью к поэзии и музыке. Как тонко  воспринимающий   художник, Химич пропускал свое видение архитектуры через внутренний,  остро-индивидуальный  камертон, и дарил зрителю  «свою» Софию и Лавру, «свой» Подол  и «свой» Андреевский спуск.

Ареал его поездок огромен, благодаря многолетнему труду Химича  потомкам  осталось в наследство ценнейшее изображение архитектурных сокровищ Херсонеса и Боспора, Бахчисарая  и Судака, Львова, Чернигова, Ужгорода, Дрогобыча; польских городов Кракова, Люблина, Вислицы; Чернигова  и Переяслав-Хмельницкого,  Хельсинки и Праги.

Однако скрупулезно-точная и предельно близкая к  фотографии фиксация  архитектуры никогда не привлекала художника. Он умел прочувствовать неповторимую суть каждого здания или комплекса, и в своих станковых работах стремился передать именно живой дух зодчества. Эволюцию авторского стиля Юрия Химича нетрудно проследить на выставке «Художник и город», переходя от ранних акварельных  работ к более поздним, выполненным в технике гуаши. Поздние работы маэстро предельно раскованы, мы видим новпоторимый, гротескно-заостренный  «лик» древнего здания, гениально  переданы  само настроение и атмосфера. Рядом с декоративно-обобщенным,  по-летнему ярким Софийским собором можно увидеть и темную,  сонно-минорно звучащую в вечернем освещении Киево-Печерскую лавру.

«СОФИЙСКИЙ СОБОР». 1964 г.

«В начале 1960-х годов произошла серьезная ломка художественных ценностей, — рассказывает сын художника Михаил Химич. — Многие художники  решили   пойти иным путем. Отец  в этот период резко бросил писать в реалистической манере в технике  акварели, стал использовать другие материалы, и вообще  поменял  свой подчерк. Все  работы 1960-х годов условно-декоративны, мне кажется, здесь  сказалось знакомство отца  с Сергеем Отрощенко, который был старше его на 15 лет. Тогда эта смена манеры  была очень смелым решением —  более того, это был своего рода хулиганский вызов. Многими художниками старой закалки  такой  экспериментальный подход воспринимался как нечто совершенно дикое. Абстрактные работы отца стали очень известны, но, как ни парадоксально, следующим этапом стало возвращение к реализму. Однако это  уже совершенно другой уровень, в  работах  80-х годов чувствуются  следы ранних акварелей,  типичное для прежних лет уважительное отношение к натуре,  но очень  явственно прослеживаются и наработки декоративного периода. Добавлю, что, даже несмотря на то, что  отец не был официально «запрещенным художником», тем не менее,  в те времена его работы не воспринимались многими коллегами и критиками и не покупались. Короче говоря, он  «работал в стол». Зарабатывал  себе на жизнь только преподавательским трудом. Его студентами были архитекторы, а  не художники, потому что отец работал в достаточно узком и специальном   жанре  архитектурного  пейзажа. У отца есть ученики и последователи, это активно работающие сегодня реставраторы Юрий Лосицкий, который реставрировал Гостиный двор и  фонтан «Самсон», а также Дмитриевич —  автор реставрации Михайловского Златоверхого собора».

Верность профессиональным принципам, настоящая увлеченность своей работой сопутствовала Юрию Химичу в течение всей жизни. Знаменательно, что после окончания выставки фонды Музея истории Киева пополнятся десятком произведений знаменитого мастера архитектурного пейзажа, благодаря этому  для киевлян следующих поколений будут  сохранены  исторически ценные пейзажи того Киева, которого они не знают. Расширение  своей коллекции  естественно для музея, призванного сохранить историю столицы, ведь работы Юрия  Химича  широко известны в Украине и уже не первый год достойно пополняют музейные коллекции в  России, Прибалтике, Польше, а также находятся в  частных коллекциях бывших послов США в Украине — Уильяма Миллера и Карлоса Паскуаля.

Гениально  отразившие  атмосферу города произведения Юрия  Химича открыты для посетителей  в двух залах Музея истории Киева до 4 марта.

Иллюстрации предоставлены Музеем истории Киева

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать