Это не должно повториться!
В Музее искусств им. Богдана и Варвары Ханенко открылась выставка офортов «Ужасы войны» Франсиско Гойя
Беспощадность и драматизм этих офортов не могут никого оставить равнодушными. Сегодня, спустя 200 лет после их создания, редкий зритель смотрит на произведения испанского мастера как на «чистое искусство», не проводя параллелей со сложившейся ныне политической ситуацией, когда захвачен Крым, а российские войска сосредоточены на границе с Украиной...
Всемирно известные восемьдесят две работы, созданные Франсиско Гойя на протяжении 1810—1820 гг., при жизни художника были запрещены королевской властью за их острый критический характер. «Я видел это...» — короткий и правдивый комментарий самого мастера к серии офортов «Ужасы войны», призывающих человечество не повторить катастрофу бессмысленного взаимного уничтожения.
Именно с анализа исторических событий начала свое вступительное слово заместитель генерального директора по общественной и научной работе Екатерина ЧУЕВА.
— Выставка «Ужасы войны» — манифест нашего музея, направленный против войны. Агрессия никогда не оправдана. Экспозиция офортов Франсиско Гойя проводит непосредственную историческую параллель: в 1808 году по Испании прошла мощная повстанческая волна. Пользуясь этим, Наполеон I ввел в ослабленную внутренними столкновениями страну свои войска. Мы знаем, чем закончилась эта история: испанцы избавились от французов, однако король Испании Фердинанд VII запретил издание этих работ, и только в 1863 г. Академия изящных искусств в Мадриде впервые издала их полную серию под названием «Ужасы войны», позднее офорты стали известны публике как «Бедствия войны».
Представленные на выставке произведения Гойя — единственная в Украине полная серия гравюр, отпечатанных с оригинальных авторских досок. Номера и надписи на листах, вместе с орфографическими ошибками Гойя, были скопированы из альбома Бермудеса и выгравированы на медных пластинах, с которых потом делали печать.
— Вся коллекция гравюр попала в музей за несколько месяцев до оккупации Киева в апреле 1941 года, — напомнила Екатерина Чуева. — По документам, она была приобретена у известного киевского художника М. Шаронова. За время хранения в музее серия показывалась не часто, поэтому сегодняшняя выставка особенно ценна для зрителя.
Известно, что Академия несколько раз повторяла тираж. В последний раз — в 1937 году. Музей Ханенко владеет оттисками четвертого издания 1906 г. — очень ценного, с точки зрения специалистов, не только по художественным достоинствам, но и благодаря высокому качеству бумаги.
Важно осознать роль Гойя как первого придворного художника, по своему рангу обязанного писать портреты коронованных особ, испанской и французской знати. Исполняя свои обязанности, он внутренне остро переживал то, что происходит с народом: война сильно отразилась на мировосприятии художника, однако он вынужден был выплескивать его в творчестве, заведомо адресованном к узкому кругу близких друзей. По большому счету, «Ужасы войны» создавались мастером для себя, поэтому их черно-белый минимализм и небольшой формат офорта оказались самыми подходящими творческими инструментами для летописи войны, не рассчитанной на одобрение высшими правящими кругами.
Куратор выставки Елена Шостак рассказала о том, что серия «Ужасы войны» состоит из трех частей. Офорты можно рассматривать по тематическим принципам: свой антивоенный рассказ Гойя начинает с героической обороны Сарагосы, которую он видел собственными глазами. В следующих листах художник переходит к сюжетам, посвященным печальной участи женщин, оказавшихся беззащитными перед бойней. Затем мастер обращается к партизанской войне между испанскими крестьянами и французскими завоевателями. Последние листы в серии отличаются глубоким символическим смыслом: это обобщенные философские раздумья о судьбе разодранной на клочки страны, о бессмысленной агрессии людей, вынужденных воевать друг против друга...
Интересно, что всемирно известное сегодня название «Ужасы войны» было придумано не Гойя. Рукою великого художника на альбоме, подаренном близкому другу, написано иное название: «Фатальные последствия кровавой войны Испании с Бонапартом и другие выразительные капричос» — это длинное наименование, а также подписи маэстро к офортам — единственное подлинное документальное свидетельство самого Франсиско Гойя. В этом суровом лаконизме он весь: тяжелое психологическое состояние, усиливающаяся болезнь и глухота заметно обострили обличительно-критический характер рисунков.
Серия ценна своим «живым нервом»: вызывающе-дерзким отказом от классических, пафосных традиций изображения войны с неестественно идеализированными, вычурно-театрализованными образами «героев отчизны». Франсиско Гойя изобразил образ людского страха, отчаяния и ярости — утраты всех нравственных норм человека, преступившего черту. Никакой другой художник не смог бы так яростно выплеснуть свою ненависть к насилию, как автор виртуозных «Капричос».
Выставку «Ужасы войны» можно увидеть до 25 мая.
Выпуск газеты №:
№63, (2014)Section
Культура