Сокровища афонских иконописцев
В центре Киева, неподалеку от Золотых ворот (в историческом здании «Дом со шпилем»), открыта галерея-ризница![](/sites/default/files/main/articles/18042014/16ikona4.jpg)
Сегодня иконописные образы можно увидеть не только в церкви. Например, ныне в галерее-ризнице представлены списки (копии) чудотворных икон со Святой Горы Афон. Тут можно увидеть самые известные образы: «Игуменья Горы Афонской», «Достойно есть (Милующая)», «Иверская», «Отрада и утешение», «Сладкое лобзание», «Троеручица», Архангел Михаил, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец...
Удивительные чудотворные свойства святых образов и их высокий художественный уровень тесно связаны с традициями иконописи на Святой Горе Афон. Как сообщают древние рукописные источники, афонские иконописцы усердно молились и постились, употребляли пищу только по субботам и воскресеньям, ежедневно вся братия совершала литургии и два раза в неделю — всенощные моления.
Сама уединенность монастырей на горе Афон естественно ограждает его от влияний внешнего мира, это автономная область, где монахи более тысячи лет живут по выборному самоуправляемому принципу. Поэтому Афон по праву можно назвать монашеской республикой. Согласно последней переписи, здесь проживает около 1700 монахов. Из двадцати монастырей Афона семнадцать являются греческими, один русский (Свято-Пантелеимонов), один болгарский (Зограф) и один сербский (Хиландар). Монахи живут по Юлианскому календарю, и по византийскому времени, которое определяется по старинному обычаю: в субботу, во время захода солнца, стрелки часов устанавливаются на полночь, так начинается новый день.
Святая Гора — очаг духовных подвигов тысяч монахов. Неслучайно в православной традиции Афон почитается, как земной удел Божией Матери. Традиции иконописи зародились здесь очень давно. В монастырях собраны богатейшие образцы византийской и поствизантийской иконописи, начиная с образцов XI века. По этим иконам можно проследить историю иконописи на Афоне и в Греции.
Напомним, с XIII по XIV века иконы писали мастера македонской школы с центром в Салониках. Характерно, что даже после падения Константинополя и запрета на писание икон, работа художников на Афоне не прекращалась. C XV по XVII века центром иконописи стал Крит, с традициями аскетично-строгого стиля иконографии. Ведущий мастер этой школы — Феофан Стрилитсас из Ираклиона, расписал храм Великой Лавры и монастырь Савроникита на Афоне. В XVIII в. в греческой иконописи появились две тенденции — возврат к традициям Византии и появление школы мастеров из Эпира. Позднее, уже в XIX веке, сюда приехали русские мастера и стали писать иконы в академическом стиле, а в начале XX века появились традиции народной иконы, с заметными влиянием фолклорных балканских мотивов.
Иконы, показанные ныне в галерее-ризнице, написаны в кельи Св.Николая Чудотворца «Белозёрка», широко известной своими насельниками-иконописцами. Мастера создают идентичные копии известных чудотворных образов, и с каждым из них связана своя история.
Начать наш рассказ можно с иконы Пресвятой Богородицы, которая называется «Гликофилусса», что в переводе с греческого означает «Сладкое Лобзание». Согласно преданию, этот образ был написан Св. евангелистом Лукой. Во времена царствования Феофила-иконоборца (ІХ в.) одна благочестивая женщина — жена Симеона Патрикия, рискуя своей жизнью, хранила у себя в комнате икону «Сладкое лобзание». Муж требовал сжечь икону, но женщина предпочла пустить ее в море... И однажды икона чудом явилась на берегу перед Филофеевским монастырем на Афоне. Игумен и братия внесли ее в соборный храм. С тех пор и доныне в понедельник Пасхи совершается крестный ход на место явления иконы.
Икона Архистратига Михаила связана с легендой о святом источнике. В местности Херотопа находился храм во имя Архистратига Михаила, сооруженный одним из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой святого источника при храме. Но язычники задумали уничтожить храм. Соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. По молитве Святого Архипа, возле храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».
Икона Георгия Победоносца чудом явилась в монастырь Зограф на Афоне от Фануилева монастыря. На Афоне жили три брата: Моисей, Аарон и Иоанн, родственники Юстиниана Великого, решившие оставить мир, и поселившиеся для уединения в пустыне близ нынешнего Зографа. Там они устроили церковь, но не знали, какому святому посвятить ее и обратились с молитвой к Богу. Всю ночь они пребывали в молитвенном подвиге, и утром, сойдясь при храме, с удивлением увидели там, на приготовленной доске, лик святого Георгия Победоносца, от которого исходило небесное сияние. Они поняли, что Господь исполнил их молитву и явил образ того, в честь кого должна быть построена церковь.
Икона Св. Николая Чудотворца — один из самых почитаемых во всем православном мире образов. У него принято просить защиты от болезней и помощи. В 1087 г., из-за угрозы нашествия мусульман, мощи Николая Угодника были перенесены в итальянский город Бар (Бари), где находятся и сейчас. Святителю Николаю был посвящен Собор Афонского монастыря, чудотворная икона которого (Никола Устричный) стоит в соборе при колонне правого клироса; на ней до сих пор остались признаки прилипшей раковины. Предание гласит, что эта икона, мозаичной работы, была брошена в море. Как долго она там находилась — неизвестно, но обретение ее чудесно. Перед обновлением Ставроникитского монастыря на Афоне рыбаки рядом с монастырем забросили сеть, и вместо рыбы вытащили бесценный улов — икону святителя Николая! К ней прилипла раковина, которую с большой осторожностью пытались отделить от чудотворного лика, но так и не смогли. Следы повреждения остались на иконе.
Все святые образы призваны укрепить веру и послать нам утешение и помощь. Кстати, галерея открыта круглосуточно, здесь можно купить духовную литературу и небольшие греческие иконки, послушать лекцию св. отцов о вере, заказать молебны (вход свободный). «Чудотворные иконы Афона» — программа Благотворительного фонда «Живой Источник» открыта при содействии и благословении Митрополита Киевского и всея Украины Блаженнейшего Владимира.
Фотоиллюстрации предоставлены пресс-службой галереи-ризницы
Выпуск газеты №:
№71, (2014)Section
Культура