Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

От небесного к земному

Иоанн Павел ІІ: мысли о судьбе человечества
15 мая, 16:27
ФОТО РЕЙТЕР

Причисление к лику святых двух всемирно известных римских первосвященников — Иоанна ХХІІІ (Анджело Ронкалли) и Иоанна Павла ІІ (Кароля Войтылы), которое состоялось в конце апреля на площади Святого Петра в Риме в присутствии сотен тысяч верующих-католиков и за которым в мире в прямом эфире наблюдало, по приблизительным подсчетам, до двух миллиардов зрителей, — стало не только событием особого, незаурядного значения для христиан Земли. Этот акт должен был преумножить внимание (и действительно преумножил его) к духовному наследию этих знаменитых понтификов, поистине выдающихся гуманистов второй половины ХХ века, которые внесли неоценимый вклад в борьбу за мир в нашем жестоком мире, за свободу совести и мысли, против любых форм тоталитаризма, деспотии, насилия над личностью или ее унижения, за уважение к Человеку любой национальности, созданной по образу и подобию божьему. И если сегодня цивилизованный мир хоть в какой-то степени воспринимает и хранит общечеловеческие и одновременно христианские идеалы Любви, Сочувствия, Самопожертвования, уважения к Иному — то в этом есть несомненная заслуга Иоанна ХХІІІ и Иоанна Павла ІІ.

О реформах Иоанна ХХІІІ можно прочитать содержательную статью доктора философских наук Юрия Черноморца (см. «День», 30.04.2014). Мы же обратимся к незабвенному Папе Иоанну Павлу ІІ, к человеку, чрезвычайно светлый образ которого, образ, преисполненный доброты, христианского сочувствия, интеллектуальной отваги, правдивого, непоказного демократизма (Папа мог с одинаковым уважением к собеседнику общаться с президентом и простым крестьянином, известным в мире писателем и 18-летним студентом, королем и портовым рабочим, потому что во всех видел Человеческий образ), наконец, преисполненный высшей Мудрости, поразил миллиарды сердец на Земле. Однако сейчас мы остановимся только на одной из ипостасей (а их множество) Папы Иоанна Павла ІІ — на его наследии как мыслителя. Этого понтифика всегда волновала судьба человечества, возможно, потому что «человечество» для Папы не было абстрактным, условным понятием — он видел сотни миллионов разуверенных, измученных страждущих, голодных духовно и физически душ и считал своей христианской обязанностью дать им проницательное и мудрое Слово, которое исцеляет лучше любых лекарств, как известно еще из Евангелия, утоляет голод, как хлеб.

Фрагменты размышлений Иоанна Павла ІІ, с которыми ознакомится сейчас читатель, — о главном для каждого из нас. О достижениях, угрожающих просчетах и будущем всей человеческой цивилизации. О смысле бытия, наконец. Может показаться, что сейчас, когда на украинской земле бурлит пламя войны, эти мысли не являются такими насущными и нужными. Но это иллюзия: именно в экстремальных ситуациях жестокого выбора размышления Папы помогают различать, где зло, а где Добро. И, наконец, думать о смысле Бытия всегда необходимо, чтобы не быть слепым: ведь все мы «замкнуты» в Бытии, «обречены» жить в его невидимой рукой очерченных пределах, от него никуда не убежишь. Поэтому стоит хотя бы понять его извечные законы: непостижимого содержания Добра, отплаты за любой нераскаянный грех, победы над смертью. Рассуждение Папы — обо всем этом. Причем интересно, что Иоанна Павел ІІ, этот выдающийся философ нашего времени, умеет «одеть» самую сложную истину в простые, доступные каждому, понятные слова. А вообще — он предстает пред нами великим мыслителем именно потому, что прекрасно понимал: «простых», однозначных, сжатых до примитивности, обесчеловеченных истин — не бывает. И быть не может.

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ СТРАХА

«Не бойтесь! Отворите, широко откройте двери Иисусу!

Откройте перед его спасительной властью границы государств, экономические и политические системы, обширные сферы культуры, цивилизации, развития. Не бойтесь! Христос знает, «что есть внутри человека». Только Он знает это!

Сегодня очень часто человек знает, что он несет в себе, в глубине своей души и своего сердца. Так часто он бывает неуверен относительно смысла своей жизни на этой земле. Его одолевают сомнения, которые переходят уже в отчаяние. Поэтому разрешите  — прошу вас, умоляю с повиновением и надеждой — разрешите Христу говорить с человеком. Только Он имеет слова жизни! Жизни вечной».

(Первое обращение новоизбранного Папы к пастве через шесть дней после избрания, 22 октября 1978 года)

 

ОБ ЭКУМЕНИЧЕСКОМ ДВИЖЕНИИ И СБЛИЖЕНИИ ХРИСТИАНСКИХ КОНФЕССИЙ

«Всем тем, кто хотел бы по каким-либо мотивам отвлечь Церковь от поисков универсального единства христиан, необходимо повторить еще раз: имеем ли мы право не делать этого? Нет!»

(Из энциклики «Искупитель человека», 4 марта 1979 года)

 

О МИЛОСЕРДИИ

«Создается впечатление, что в наши дни человек более, чем в прошлом, противится Богу милосердия; для современных умонастроений характерно стремление убрать из жизни и вырвать из сердца человеческого само понятие милосердия. Кажется, что идея милосердия и само слово, его обозначающее, ныне становятся некой помехой для современного человека, ставшего благодаря невиданному в истории научно-техническому прогрессу хозяином земли, которую он покорил и поработил. По-видимому, это владычество над землей, понимаемое нередко слишком односторонне и поверхностно, не оставляет места милосердию.

Изменения, происходящие в современном мире, дают людям надежду на лучшее будущее, но одновременно нынешняя ситуация таит в себе многочисленные угрозы, подобных которым не знала еще история человечества. И Церковь должна, используя любую возможность (в ООН, ЮНЕСКО, ФАО и т.д.), непрестанно возвещать об этих угрозах, но при этом опираться на истину, полученную от Бога.

Современный человек был свидетелем исчезновения или, лучше сказать, умаления тех препятствий и расстояний, которые разделяют людей и нации; это совершилось благодаря более глубокому пониманию универсального, благодаря более ясному осознанию единства рода человеческого и необходимости тесного, проникнутого подлинной солидарностью, сотрудничества друг с другом и, наконец, благодаря желанию — и возможности — завязать отношения с братьями и сестрами, отделенными искусственными географическими границами или национальными и расовыми перегородками.

Новейшие средства связи способствуют более широкому участию человека в жизни всего мира и растущему обмену идеями. Достижения психологических, биологических и социальных наук помогут человеку лучше овладеть богатством своего собственного существа. Конечно, такой прогресс еще слишком часто остается привилегией индустриально развитых стран. И все же нельзя отрицать, что перспектива причастности к этому прогрессу всех стран и всех народов уже не может долгое время оставаться лишь утопией, — конечно, при условии наличия в этом отношении доброй политической воли.

Но наряду с этим — или скорее внутри этого — существуют затруднения, неизбежно сопровождающие всякий рост и развитие. И современный человек, сознавая, что он способен ответить на глубокие жизненные вопросы, ощущает вместе с тем какую-то тревогу и немощность. Картина современного мира являет нам также и тени, и отсутствие равновесия, подчас весьма серьезное. Действительно, нарушение равновесия, от которого страдает современный мир, связано с другим, более глубоким, нарушением равновесия, коренящимся в самом сердце человека. Именно в самом человеке противоборствуют различные стихии. С одной стороны, он, как творение, ощущает себя многообразно ограниченным, с другой — чувствует себя неограниченным в своих желаниях и призванным к высшей жизни. Прельщаемый многими вожделениями, он постоянно принужден выбирать между ними или отказываться от них. Мало того, слабый и грешный, он часто совершает то, чего не желает, а то, что желал бы совершить, не делает (см. Рим 7.14). Так что именно от внутреннего разделения страдает человек, и именно от этого возникают столь многочисленные и большие нестроения в глубине общества. На это указывал еще Второй Ватиканский Собор, и его выводы остаются действующими».

(Энциклика «Бог, богатый милосердием», 30 ноября 1980 года)

 

УГРОЗЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ

«В современном мире растет как сознание угрозы, так и страх уничтожения, вызываемые прежде всего возможностью войны, которая из-за имеющихся ныне запасов атомного оружия может привести к почти полному уничтожению человечества. Но угроза эта связана не только с тем злом, которое люди могут причинить друг другу, используя военную технику; она связана также и со многими опасностями, порождаемыми материалистической цивилизацией, которая, несмотря на все свои «гуманистические» декларации, утвердила примат материального над личностью.

И прав всякий, кто боится стать жертвой насилия, отнимающего у него внутреннюю свободу, возможность публично высказывать правду, в которой он убежден, исповедовать свою веру и слушаться голоса своей совести, указывающей ему правильный путь. Действительно, технические средства, которыми располагает современная цивилизация, несут в себе не только возможность самоуничтожения человечества в результате военного конфликта, но и возможность некоего «мирного» порабощения отдельного человека, социальных групп, целых обществ и наций, которые по каким-либо причинам в состоянии помешать тем, кто располагает такими средствами и готов использовать их невзирая ни на что. Достаточно вспомнить о пытках, которые еще существуют в нашу эпоху и систематически используются властями как средство достижения господства или политического превосходства.

ПЛОЩАДЬ СВЯТОГО ПЕТРА В РИМЕ — ВОЗМОЖНО, САМЫЙ МОЩНЫЙ ЦЕНТР МИРОВОГО ХРИСТИАНСТВА. ИМЕННО ЗДЕСЬ РИМСКИЕ ПАПЫ ОБРАЩАЮТСЯ К МИЛЛИОНАМ ВЕРУЮЩИХ / ФОТО РЕЙТЕР

Следовательно, вместе с осознанием угрозы, которая нависла над жизнью, растет осознание другой угрозы, еще более опасного для сущности человека, для того, которое является тесно связанным с его достоинством, с его правом на истину и свободу. Все это происходит вроде бы на фоне упреков совести, которые вызваны тем, что рядом с зажиточными людьми и обществами, достаточно сытыми, такими, которые живут в достатке, существует в человеческой семье множество людей и социальных групп, которые страдают от голода. Множество детей умирает от голода на виду у матерей. В разных частях света и в разных социально-экономических системах существуют целые зоны нищеты, недоедания и разного рода упадка. Все это известно каждому.  Совершенно очевидно, что в основе современной экономики и материалистической цивилизации имеется какой-то коренной недостаток или, скорее, целая их совокупность; я бы даже сказал, что сам механизм, составляющий основу современной цивилизации и экономики, дефектен».

(Из энциклики «Бог, богатый милосердием», 30 ноября 1980 года)

 

ТРУД, ПРОБЛЕМЫ СОБСТВЕННОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ЦЕРКВИ

«Труд неразрывно связан с человеком и обладает значением основополагающим и непреходящим. Труд требует всегдашнего и неустанно обновляющегося к себе внимания. Необходимо со всей решительностью защищать смысл труда. Благодаря труду изо дня в день строится жизнь человека. В труде человек обретает собственное, принадлежащее только ему достоинство. Но труду присуща также и некая постоянная мера человеческого страдания, горя, потерь и несправедливости, глубоко укоренившихся в общественной жизни каждой нации и в межнациональных и межгосударственных отношениях».

(Из энциклики «Совершая труд», 14 сентября 1981 года)

«В то время я был рабочим и работал в одном из каменных карьеров под Краковом. Через несколько месяцев после смерти отца меня перевели из карьера на фабрику, в цех по очистки котельной воды. Заняться физическим трудом меня заставили жизненные обстоятельства. И хотя только один год учебы в самом старом университете Польши дал мне немало, должен сказать, что следующие четыре года, проведенные в рабочей среде, были для меня поистине подарком судьбы. Добытый мной в тот период жизни опыт является бесценным. Я уже многократно говорил, что считаю те годы, возможно, важнее университетского курса наук, что, конечно, не означает, что я не уважаю ученые звания!»

(Из книги «Отворите двери Христу!», 1986 год)

Постоянно существует искушение рассматривать труд как определенную безличностную силу, необходимую для производства, поскольку подход к экономическим проблемам и сегодня основан на материалистических принципах. К человеку относятся как к орудиям производства, между тем он, человек, и только он, независимо от того, какую работу он выполняет, должен рассматриваться как первопричина, действенный субъект труда, его настоящий творец.

Ошибка капитализма раннего периода повторяется везде, где к человеку относятся не в соответствии с истинным достоинством его труда, а как к определенной совокупности материальных средств производства, как к эдакому орудию, то есть не как к причине, субъекту, автору, а, следовательно, не как к настоящей цели всего производственного процесса.

Что касается права собственности, то оно объясняется по-разному. С точки зрения христианской традиции, это право никогда не было абсолютным и неприкосновенным. Напротив, оно всегда рассматривалось в широком контексте как общее право всех и каждого пользоваться благами всего творения: право на частную собственность подчинено правом всеобщего пользования, подчинено универсальному назначению благ творения»

(Из энциклики «Совершая труд», 14 сентября 1981 года)

 

ЕДИНСТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

В силу того простого факта, что мы рождены в этом мире, мы принимаем общее участие в том же наследии и принадлежим к тому же самому роду, как и каждое человеческое существо. Это единство воплощается во всем богатстве и разнообразии человеческой семьи: в разных расах, культурах, языках и исторических судьбах. И мы призваны признать фундаментальную солидарность человеческой семьи как существенное условие нашей общей жизни на этой земле».

(Из выступления в Кочабамбе (Боливия), май 1988 года)

***

Идеи, которые отстаивал Иоанн Павел ІІ, — непреходящие. Вечные. Это идеи действенного гуманизма, христианского милосердия, мира и духовного прогресса человечества. Такой же вечной и непреходящей была и остается память об этом удивительном Человеке.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать