Перейти к основному содержанию

Надежда, страх, надежда

В PinchukArtCentre открылась первая после революции выставка современного искусства
20 мая, 12:15
ЖАННА КАДЫРОВА ВЫРЕЗАЛА ИЗ ОБГОРЕВШЕЙ КИРПИЧНОЙ СТЕНЫ КАРТУ УКРАИНЫ; РЯДОМ НА ПОЛУ ОТДЕЛЬНЫМ ОСКОЛКОМ ЛЕЖИТ ФРАГМЕНТ, ОЧЕРТАНИЯМИ ПОХОЖИЙ НА КРЫМ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Точнее, две экспозиции. «Страх и надежда» — групповой вернисаж победителей Премии PinchukArtCentre Артема Волокитина, Никиты Кадана, Жанны Кадыровой. Художница того же поколения — Алевтина Кахидзе — показывает персональный проект «TV Studios / Комнаты без дверей» в специальном зале «PAC-UA».

«Экспонат. Нераздельное» Кадана (2014) — огромный стеклянный куб, заполненный  пеплом. Рядом, накрытые стеклом — «Рабочие материалы. Вина изображений» — собранная Никитой подборка изображений авангардных зданий и скульптур из советских и польских изданий коммунистического периода в сочетании с подпольной советской порнографией; самый сильный образ здесь — выцветшее фото с обнаженными мужчиной и женщиной — женщина смотрит просто в объектив, и этот тревожный взгляд, очень далекий от предполагаемого сладострастия, говорит о времени и обстоятельствах гораздо больше, чем даже демонстрируемые рядом пропагандистские брошюры.

Кадырова вырезала  из обгоревшей кирпичной стены карту Украины: лицевая сторона покрыта копотью, а тыльная сторона обклеена старыми советскими обоями; рядом на полу отдельным обломком лежит такой же черный фрагмент, очертаниями похожий на Крым.

Наконец, у Волокитина на видео «Сестры» (создано в 2006 и отредактировано в 2014) — четыре женщины в траурной одежде оплакивают свою мать — без звука, без титров.

Этим список экспонируемых работ не ограничивается, но, собственно, именно упомянутые композиции, в которых все понятно без слов и пространных пресс-релизов, запоминаются больше всего. Остальные произведения — которые, вероятно, казались бы интересными или  оригинальными в других обстоятельствах — выглядят ненужным кокетством стиля, перебиранием затертых, выцветших приемов.

В СЕРИИ КОЛЛАЖЕЙ ЖАННЫ КАДЫРОВОЙ «ТОЛПА» ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПЕРЕДОВЫЕ ПОЛОСЫ ИЗВЕСТНЫХ УКРАИНСКИХ И МИРОВЫХ ГАЗЕТ. ЕСТЬ СРЕДИ НИХ И «День»  / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»

Но это не персонально чья-то проблема. Пока что, например, в «Мистецькому Арсеналі» так же продолжается выставка современного искусства — довольно масштабная, с привлечением авторов последней четверти века. Так вот подавляющее большинство опусов как ветеранов, так и молодежи просто тускнеет на фоне небольшой подборки фотографий с Майдана, которая висит при входе. Для искусства, которое самоидентифицируется как актуальное — ситуация  не очень приятная.

Революция бросила вызов всему обществу, и наибольшая его часть как раз выпала на долю художников. Не их вина, что они, за редкими исключениями, пока так и не смогли дать достойный ответ. По-видимому, нужна временная дистанция. Или — появление новых талантов.

Но что-то должно измениться. Обязательно. Потому что делать вид, словно ничего не произошло и продолжать развлекать себя комфортными играми с заранее известным результатом, нельзя.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать