Напрасные уроки
В столичном кинотеатре «Киев» в четвертый раз проходят Дни итальянского кино
В программе представлены четыре картины, которые показывают разножанровость кинематографа страны, знаменитой своим искусством кино на весь мир.
В афишу включили фильм «Конформист», снятый Бернардо Бертолуччи по одноименному роману Альберто Моравиа в 1970 году. Этот классик кино в массовом сознании больше запомнился как автор скандального «Последнего танго в Париже», созданного двумя годами позже с популярными актерами Марлоном Брандо и Марией Шнайдер (сейчас, когда Ларс фон Триер позволяет себе вставлять в картины откровенные порнографические кадры, трудно даже поверить в то, что «Последнее танго...» было не просто под запретом, в Италии уничтожили все, кроме авторской копии фильма, а сам режиссер был лишен гражданских прав на пять лет).
Можно понять, почему выбор организаторов Дней итальянского кино выпал именно на «Конформиста», который рассказывает о сотрудничестве потомка аристократов Марчелло (Жан-Луи Трентиньян) с фашистским режимом Муссолини. Что-то похожее мы в настоящее время наблюдаем в соседней стране. Не удивительно, что неосознанно обвиняя Украину в разжигании фашизма, Россия сама на практике культивирует человеконенавистническую философию и начала непровозглашенную войну против нашей страны. Интересно, что «Конформист» недавно много месяцев подряд демонстрировался в одном из самых популярных московских кинотеатров. В связи с чем возникают вопросы: заставил ли фильм Бертолуччи хоть кого-то из публики задуматься над последствиями коллаборационизма? Остаются ли уроки истории для человечества напрасными, потому что оно просто не в состоянии усваивать?
В Дни итальянского кино попала и документальная лента — «Римская окружная дорога» Джанфранко Рози, которая получила «Золотого льва» на прошлогоднем Венецианском кинофестивале. В ней представлены портреты простых горожан, которые так или иначе причастны к жизни самой дорогой автомагистрали Италии. Призом отмечена также картина Алисии Шерсон «Будущее», которая в 2013 г. получила награду KNF Роттердамского международного кинофестиваля. То, как формируется будущее современных юношей и девушек, режиссер исследует на примере восемнадцатилетней девушки и ее брата, потерявших родителей в автомобильной катастрофе. Связавшись с ворами, которые планируют обокрасть дом некогда знаменитого голливудского актера, подросток и его сестра чуть ли не становятся соучастниками преступления. Однако Бьянка влюбляется в слепого теперь бывшего исполнителя ролей супергероев и разрывает отношения с преступниками. Автор фильма, похоже, верит, что любовь спасет мир — ведь именно любовь девушки к мужчине, старшему ее чуть ли не на полвека, корректирует их последующую с братом судьбу.
Открылся же фестиваль комедией Серджо Рубини «Я вернусь», которая бьет в самое яблочко проблем современной цивилизации — зависть и конкуренцию, из нее истекающую. Главный герой картины со школьной скамьи соперничает с одноклассником, который в определенный момент становится успешнее в торговом бизнесе, чем он. Не выдержав унижений успехами своего заклятого врага, несчастный накладывает на себя руки. Попав в небесный «распределитель», бывший бизнесмен с неприятностью узнает, что его отправляют не на более высокие этажи неземного санатория, а в подвал. Благодаря неосознанному доброму делу, самоубийце дают возможность прожить на земле еще одну неделю, притом в теле другого человека. Использует ли герой это время, чтобы позаботиться о вечности и исправить за отпущенные ему земные дни свою плохую карму? — собственно, этот вопрос и составляет основную интригу сюжета комедии, которая высмеивает не только нравы современной жизни, в которой мы вынуждены играть не присущие нам роли, в которой идея успеха порабощает настолько, что человек становится глубоко несчастным и больным, изображая при этом здорового, успешного и счастливого. Режиссер смеется и над нашим представлением о потустороннем мире. В нем на месте то ли Господа Бога, то ли одного из апостолов, который выносит окончательное решение, кому сужено вовек находиться в Раю, а кому в Аду, оказывается Карл Маркс, который не прощает капиталистическую эксплуатацию трудящихся. Ввиду того, что наша страна теперь стремится в «счастливое» капиталистическое будущее, фильм «Я вернусь» тоже кажется довольно злободневным. Очень хочется верить в то, что мы усваиваем хоть какие-то уроки, что учатся не только на собственном, но и на чужом грустном опыте.
Выпуск газеты №:
№114, (2014)Section
Культура