Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Шанс выйти на норму

Сможет ли новый Нацсовет эффективно ответить на вызовы сегодняшнего дня?
11 июля, 10:41
РИСУНОК ВИКТОРА БОГОРАДА

Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания сформирован и структурирован. На места бывших его членов парламент избрал в него Ольгу Герасимьюк, Александра Ильяшенко, Екатерину Котенко и Олега Черныша. Президент, в свою очередь, назначил Юрия Артеменко, Владислава Севрюкова и Григория Шверка. Еще один член Нацсовета по президентской квоте — Оксана Головатенко — находится в декретном отпуске, поэтому она номинально остается на своей должности, хотя и не может принимать участия в работе этого регуляторного органа. Собравшись на первое заседание, Нацсовет решил организационные вопросы: выбрал своим председателем Юрия Артеменко, первым заместителем председателя — Ольгу Герасимьюк, заместителем председателя — Григория Шверка, ответственным секретарем — Екатерину Котенко.

Из всех новоизбранных членов Нацсовета только его председатель и первый заместитель является публичными лицами. Юрий Артеменко некоторое время возглавлял Запорожскую облгосадминистрацию, а Ольга Герасимьюк хорошо известна и как телеведущая, и как депутат Верховной Рады. Все другие являются теми менеджерами информационного пространства, которые до сих пор оставались за кулисами, но выполняли те или иные важные функции в медиа-корпорациях. Да и Артеменко, и Герасимьюк тоже в прошлом не чурались высоких должностей в СМИ. Нынешний председатель Нацсовета в свое время входил в руководящие органы СМИ, которые принадлежали Порошенко — в частности, его радиостанций и газеты «Правда Украины». А его первый заместитель была генеральным продюсером телекомпании «Студия 1+1», которая принадлежит Игорю Коломойскому. Из этой же «песочницы» и член Нацсовета руководитель департамента развития сети вещания «Плюсов» Олег Черныш. Александр Ильяшенко — директор компании «Капиталинвест», которая занимается цифровым вещанием, а Екатерина Котенко — исполнительный директор ассоциации «Индустриальный телевизионный комитет». А вот назначенные Президентом Порошенко Григорий Шверк и Владислав Севрюков так же, как и Артеменко, из его медиа-кадров: первый в прошлом занимал должность вице-президента UMH Group, которая тогда принадлежала нынешнему главе Администрации Президента Борису Ложкину, а второй был руководителем коммерческого отдела телерадиокомпании «НБМ», которая вещает под логотипом «порошенковского» «5 канала», а в последнее время является помощником депутата Юрия Стеця — генпродюсера упомянутого уже вещателя.

Иными словами, если прошлый состав Нацсовета был, как говорится, лояльным к медиа-группам «Интер» Дмитрия Фирташа и «Украина» Рината Ахметова, то в нынешнем два члена лояльны к «Студии 1+1» Игоря Коломойского и три — к «5 каналу». Впрочем, судя по первым заявлениям Игоря Черныша, он также де-факто относится к президентской «команде» в Нацсовете, а это значит, что Порошенко в плане поддержки своих инициатив и интересов опирается на большинство голосов в руководстве регулятора эфирного вещания Украины.

Даже больше: встреча Президента с вновь назначенными членами Национального cовета по вопросам телевидения и радиовещания показала, что глава государства рассматривает этот институт не как хотя бы относительно самостоятельную структуру, регулирующую медиа-пространство, а как исполнителя своей воли. Конечно, поставленные им перед Нацсоветом задачи актуальны и содержательно правильны. Ведь Петр Порошенко, констатировав: «Мы все понимаем, что сегодня идет война за нашу независимость», — отметил, что если в условиях мира главное для Нацсовета — обеспечение принципов демократии, свободы слова, закрепления европейских ценностей в телерадиопространстве, то сегодня на первый план вышли вопросы информационной безопасности. Нацсовет должен занять жесткую позицию в сфере информационной безопасности, поскольку против Украины встала, по словам главы государства, «очень хорошо разработанная пропагандистская машина». Особенно этот тезис касается «обработки» населения Донбасса; поэтому для этого региона, отметил Президент, важной является разработка программы специального информационного вещания об Украине, Европе и мире. Все верно, но возникает проблема: может ли Президент, даже в условиях фактической войны против Украины, фактически напрямую инструктировать членов Нацсовета?

Впрочем, кажется, что никто из членов Нацсовета не протестовал против формы их напутствия главой государства. Наконец, им не привыкать — именно такие отношения существуют в бизнес-структурах, откуда все они (включительно с Президентом) пришли. Эти отношения могут быть весьма эффективными в своих сферах, но следует ли их переносить на общегосударственный уровень? Возможно, именно в силу нежелания и парламента, и Президента выстраивать новые, необычные пока еще для Украины отношения в сфере регуляции медиапространства в Нацсовет так и не попали «белые вороны» — выдвинутые на основе консенсуса (чего очень трудно было достичь, но это случилось) структур гражданского общества — медиа-юристы Тарас ШЕВЧЕНКО (Институт Медиа Права) и Татьяна КОТЮЖИНСКАЯ (НСЖУ). Эти эксперты, с их высокой профессиональной репутацией, опытом, юридическими знаниями могли бы, по мнению представителей гражданского общества, внести новую струю в работу Нацсовета и выступить инициаторами важных реформ в информационной сфере. Но, как видим, с гражданским обществом, с независимыми экспертами у новой власти отношения остались сложными. Можно ли считать такое, похоже, демонстративное пренебрежение политиками позиции общественности действительно государственническим подходом? Риторический вопрос, не так ли?

А между тем одной констатации наличия проблем информационной безопасности и признания их первостепенными недостаточно — нужно конкретно определить эти проблемы, выстроить их иерархию, определить связи с общеполитическими и макроэкономическими вопросами, наметить меры по решению этих проблем — от жестких, например, решительное отключение трансляции российских телеканалов и запрещение транслирования программ российских пропагандистских радиостанций украинскими FM-станциями, до, так сказать, мягких, например, предоставление преимущества при распределении эфирных частот тем медиа-структурам, которые как можно лучше обеспечивают правдивое и эффективное информирование населения (особенно «проблемных» регионов») о событиях в стране и мире. И конечно, следует раз и навсегда выбросить из эфирного пространства Украины разного рода пропагандистов «русского мира», в какие бы благопристойные идейные одежды они не рядились.

И безусловно, остается актуальным щекотливый, но более актуальный, чем раньше языковой вопрос. Не может доминировать русский язык (причем нередко с ощутимым блатным привкусом) и российская попса (особенно криминальный «шансон») в радиоэфире страны, где, по данным переписи, для 2/3 населения родным является украинский язык. И если кто-то начнет кричать о «нарушении прав человека», то пока что реально нарушаются права большинства граждан Украины. И не только этих двух третей — события последнего времени доказали, что для значительного количества русскоязычных граждан официальная российская политическая культура, официозное русское искусство и ценности «русского мира» чужды. Кроме того, события в Крыму и на Донбассе наглядно доказали, что мятежи и террористические действия пророссийских сил стали там возможными не потому, что население было подвержено насильственной украинизации; напротив, в этих регионах все годы независимости, а особенно во времена режима Януковича, было катастрофически мало возможностей доступа к украинской культуре, что, в первую очередь, в современном мире дают телевидение, радио и Интернет.

Справится ли со всем комплексом задач, которые следует срочно решать, новый состав Нацсовета? С одной стороны, там собраны эффективные менеджеры медиа-компаний; с другой — все они (за исключением разве что Ольги Герасимьюк) не имеют опыта решения проблем не на бизнесовом, а на государственном уровне. Кроме того, отсутствие в Нацсовете независимых медиа-экспертов неизбежно затруднит взаимоотношения регулятора медиа-пространства с гражданским обществом, которым пренебрегли при назначении членов этой структуры. А без тесного взаимодействия с последним, без его постоянной помощи вряд ли можно быстро и эффективно давать ответы на вызовы сегодняшней непростой ситуации.


«На первом плане – информационная безопасность

Ольга ГЕРАСИМЬЮК, первый заместитель председателя Нацсовета:

— Перед Нацсоветом сегодня стоит несколько приоритетных задач. Если бы ныне было мирное время, стоило бы, прежде всего, говорить о поддержке свободы слова, создании общественного телевидения и переходе на цифровое вещание. Но сегодня на первый план выходит информационная безопасность. Информационная война, которая сейчас продолжается, началась еще задолго до войны настоящей. К сожалению, мы в ней фактически не принимали участия — нас взяли без боя. Как и остальное общество, Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания не готовился к ней. Задачи, которые стояли перед этим органом, в частности и определенные законодательством, были совсем другими. Сегодня Нацсовет должен получить законные инструменты для борьбы с враждебной пропагандой. Мы должны зачищать информационное пространство так же, как украинские бойцы зачищают от террористов восток. Информационный терроризм убивает умы и души. Мы будем мониторить все, что происходит в медиа-пространстве и будем привлекать к ответственности тех, кто транслирует враждебную пропаганду. Она убивает надежду людей на мир и сеет разочарование, истерику, конспирологию, позорит нашу армию и наш народ. Убеждена, что в этом нас полностью поддержит общество. На недавней встрече с Президентом мы, в частности, говорили и о необходимости создания специальной программы для разговора с востоком. Речь идет не об отдельном шоу или канале, а об объединении усилий всех медиа. Но сначала мы должны полностью восстановить украинское информационное пространство на востоке, которое там ныне отсутствует, — битвы за телевышки были едва ли не самыми ожесточенными. Мы должны обеспечить людей на востоке информацией, которой их лишили агрессоры. Сегодня они просыпаются утром и не знают, кто против кого воюет, что на них падает с неба, и кем оно было запущено. Вместе с телевидением нужно полностью восстановить и fm-вещание — современные технологии позволяют это сделать. К сожалению, раньше в этом регионе украинское ТВ и радио не уважали — потребляли преимущественно российский продукт. Сегодня возникает вопрос, станут ли там смотреть украинское. Убеждена, что станут — если оно будет качественным, честным и уважать зрителя, а не будет пытаться манипулировать им. Никогда до этого у нас не было с Донбассом настоящего диалога — они жили в собственном замкнутом пространстве и голосовали за тех, кто сегодня фактически платит за их смерти. Сегодня мы должны отточить свой профессионализм и выполнить эту сверхважную гуманитарную задачу. Журналисты должны создать добровольческие батальоны, которые будут воевать в информационной войне. Ныне не время для догадок и непроверенных слухов — вместо них должен прийти патриотический профессионализм. Сегодня мы должны вернуться на государственнический путь — это приоритетная задача для Нацсовета. Очень многие люди обращаются ныне ко мне с информацией об операторах, которые незаконно ретранслируют российские каналы или сообщают об украинских же журналистах, которые занимают антиукраинскую позицию. Они просят принять меры, и мы обязательно будем этим заниматься. Кстати, пример политики, которую проводили в информационной сфере США после 11 сентября, стоит того, чтобы его позаимствовать. Ради спасения государства нужно действовать жестко и бескомпромиссно, и с цензурой это не имеет ничего общего. Кроме того, сегодня очень важно снять коррупционную ауру, которая всегда существовала вокруг Нацсовета. Этот орган должен повернуться лицом к отрасли и перестать быть карательным — контроль предусматривает не только наказание. Мы должны содействовать развитию социально ответственного медиа-рынка, установить четкие правила игры, создать предпосылки для честной конкуренции. Благодаря переходу на «цифру» разница между большим каналом и малым может исчезнуть — все будут иметь одинаковые возможности. Мы должны способствовать этому, обеспечить, чтобы все было по справедливости. По моему мнению, все это может существенно изменить украинское телевидение.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать