Тема женщины, идущей сквозь войну
Студенческий спектакль «Кураж» режиссера и хореографа Алексея Скляренко вышел на профессиональную орбиту
После постановки спектакля «Кураж» народная артистка Украины, руководитель курса Киевского национального университета театра, кино и телевидения им. И. Карпенко-Карого Валентина Зимняя поздравила своих выпускников с первой профессиональной работой и пожелала им счастливого творческого пути.
Спектакль «Кураж», выбранный для старта, в определенной степени — творческий эксперимент, на который, как правило, молодые начинающие актеры легко откликаются в уверенности, что смогут сказать свое новое слово в искусстве. Режиссер-постановщик и хореограф Алексей Скляренко дает им такую возможность, при этом максимально актуализируя драматургический материал.
«Тема спектакля — женщины, идущей сквозь войну, — рассказал А. СКЛЯРЕНКО. — Для меня это не конкретная Кураж, это стоический крепкий сборный образ женщины в противопоставлении сборному образу войны, судьбы и смерти»... — В постановке от пьесы «Матушка Кураж и ее дети» Б. Брехта остается лишь сюжетная канва, которую зрители вольны распознавать в силу своего знакомства с творчеством знаменитого немца. Кто знает пьесу, удивляется возможностям ее интерпретации, возникающим ассоциациям, другим же остается считывать события напрямую. А все потому, что спектакль решен средствами пластики, хореографии, без текста. Убрав слово Брехта, лишив спектакль литературной основы, вербального звучания, постановщик намеренно уходит от привязки к определенному времени, к стилистике автора, к реальности описываемой ситуации, он стремится выйти на художественное обобщение, сделать понятным созданное нам, сегодняшним, здесь и сейчас. И в результате получается собственная пьеса, связанная с Брехтом разве что сходством в названии — «Кураж», хотя и само сокращенное название в этом случае можно трактовать более широко, чем просто имя главной героини. Эту пластическую драму Алексей Скляренко с помощью компании RBgroup и единомышленников (постановочной группы: художник — Тарас Ткаченко, композитор — Андрей Шусть, автор картины на афише — Мария Кривопишина, продюсер — Вячеслав Жила), превращает в череду хореографически-выверенных, изысканных сцен, где в форме различных пластических стилей танцевального искусства искусно конструируется история семьи матушки Кураж на фоне происходящих военных событий. Творчество Алексея Скляренко дает возможность говорить о появлении в киевском театральном пространстве самобытного и чрезвычайно интересного постановщика-хореографа. Его стиль отличается своеобразием рисунка хореографических движений, он всегда порывист, графически резок, симметричен по амплитуде и органичен по воплощению. Он мыслит небанально, изобретает новые, неожиданные ракурсы движения, умеет точно выразить суть образа пластической характеристикой, создать убедительную хореографическую конструкцию всего спектакля. — Следует отметить безукоризненную психологическую и техническую подготовку актеров, воплощающих в «Кураж» задание постановщика, это отлично сработанные синхронные массовые партии, пронзительные по чувству сольные партии, дуэтные. Актерский состав работает слаженным коллективом, тонко понимающим и чувствующим друг друга, от этого происходящее на сцене понятно по мысли и убедительно по исполнительскому мастерству. — Прежде всего, увиденное воспринимается эмоционально, потому что оно визуально, музыкально и пластично. Однако посредством эмоции постановщик умело проводит мысль своего мощного эстетического послания: человеческая жизнь, мир слишком хрупки — это единственное, что достойно сохранения. Недопустимо, чтобы война правила на земле, невозможно, чтобы наши сыновья погибали. События, описываемые Брехтом, происходили давно, но вот почти сто лет спустя тема войны становится актуальной для нас, в Украине. Этот вопиющий факт спектакль «Кураж» отрицает художественными средствами. Он воспринимается как проклятие войне и вполне может стать эпическим спектаклем-предупреждением. Для любой страны, для всех времен.
Вячеслав ЖЫЛА, продюсер компании RBgroup и спектакля «Кураж»:
Спектакль я увидел полтора года назад. Это был дипломная работа нашего театрального университета, курса Валентины Ивановны Зимней. Меня он очень впечатлил, и когда курс уже выпустился, я предложил им такой проект — сыграть премьеру на большой сцене и представить коллектив в профессиональной работе. Были изготовлены декорации, привлекли к творческому сотрудничеству художников Тараса Ткаченко и Марию Кривопишину, композитора Андрея Шустя и сыграли спектакль. Мне кажется, что режиссер Алексей Скляренко неспроста обратился именно к Брехту. Театр всегда предсказывает события и в этой работе, в каком-то смысле, Алексей оказался пророком. Сегодня спектакль смотрится чрезвычайно актуально. — Мы предполагаем дальнейшую жизнь этого спектакля. Запланированы поездки в Одессу, Тернополь. А в декабре хотим показать его снова в Киеве и пригласить представителей посольства Германии и Немецкого Культурного центра Гете-Институт в Украине.
Выпуск газеты №:
№144, (2014)Section
Культура